Дмитрий Ежов. Предисловие к предисловию. Уже в предисловии увидел тему, которую начинал (заглянул – 240 комментариев) и которая продолжает «висеть» как, может быть, ключевая. Тема разделения и поляризации. Соколов-Митрич (по мне так самый глубокий и думающий на сегодня российский журналист) дает ее скорее эссеистически, как вводную зарисовку к сборнику известного цикла статей, публиковавшихся в журнале «Русский репортер». Книга-чистые репортажи, никакой интерпретации и, тем более манипуляций. Честная картина жизни, выводы делаете сами, никто вас своим «мнением» и трактовками не унижает. Цикл о русских людях; самых разных гранях нашей жизни, прочитываемой через судьбы. Судьбы, которые всегда выбор. И этот глубокий, может быть, базовый аспект любой жизни журналист, скорее в режиме беллетристики, обрисовывает в представляемом ниже вниманию предисловии. Дмитрий Соколов-Митрич: “Срочное сообщение”. Предисловие к книге “Непоследние времена” Писать про хороших людей очень трудно, гораздо труднее, чем про плохих. И эта трудность — не профессиональная, эта трудность психологическая. Выводить на чистую воду подонков и мерзавцев — вообще одно удовольствие. Когда ты обличаешь, ты самовозвышаешься посреди торжествующего зла, ты рыцарь на белой лошадке, ты пророк в своем отечестве. Это сносит крышу, как смесь водки с шампанским и в какой-то момент ты уже просто не способен видеть вокруг ничего, кроме мерзости. В твоем глазу уже слишком много бревен, душа требует последних времен, ты обличаешь и обличаешь, не желая признаваться себе в том, что твоя праведная борьба – лишь изощренная форма нарциссизма. Хорошо натасканная совесть никогда не будет кусать своего хозяина. С хорошими людьми все совсем по-другому. Хорошие люди — это такие сволочи, от которых собственному самолюбию поживиться нечем. На такого человека уже невозможно смотреть сверху вниз. Достойный человек уязвляет самим своим существованием: чем больше ты встречаешь таких людей, тем отчетливее проясняется печальная истина: мир прекрасен и ты — далеко не лучшее его украшение. Один из самых больших сюрпризов, которые мне преподнесла моя собственная жизнь, – это осознание того, что я, оказывается, оптимист. До 35 лет я был уверен в обратном. Честно говоря, до этого возраста я просто не задумывался на эту тему всерьез. А по умолчанию в России все пессимисты. Быть оптимистом – это почти измена Родине. Я даже помню тот момент, когда это произошло. Я гулял с сыном и женой в Горках Ленинских, вокруг была просто фантастически красивая золотая осень, у меня было хреновое настроение, и вдруг мне стало до ужаса стыдно. Как можно быть чем-то недовольным, когда у тебя перед глазами природа, которая не знает уныния? Даже увядание у нее – это триумф. У тебя депрессия? Возьми в руки лист с дерева и просто посмотри на него внимательно Кто-то из святых сказал, что люди ищут чуда, но разве не чудо – строение листа? Через три месяца я бросил курить. Потому что понял: хочу жить долго. Мы привыкли рассматривать выбор между оптимизмом и пессимизмом как акт оценки окружающей действительности. “Ты оптимист?” спрашивают тебя, и ты сразу думаешь о том, что будет с Родиной и с нами. И если ситуация в доме, городе, стране оставляет желать лучшего, язык сам поворачивается: “Я пессимист”. Потому что “я оптимист!” в данном контексте будет переведено так: у меня все прекрасно, я живу в лучшей стране. Путин умница, а транснациональные корпорации желают нам добра. Ну и кто ты после этого? Одно из двух: либо дурак, либо конформист. Не самым лучший имидж даже для внутреннего потребления. Такая трактовка этой дихотомии, на мой взгляд, могла прийти только из стана пессимистов. Потому что для настоящих оптимистов оптимизм это вообще о другом. Оптимист — он просто живет и действует, он не оценивает того, что вокруг него происходит, это для него вторично. И именно в силу этого обстоятельства он оптимист. Зачем человеку действующему отягощать себя характеристиками окружающей действительности? Это имеет смысл только в одном случае — если это та самая действительность, которая имеет непосредственное отношение к твоему действию. Но тогда ее несовершенство — не субъект, а объект. А раз так — это уже не может быть поводом для пессимизма. Потому что ты рассматриваешь реальность как то, что можно и нужно изменить к лучшему. И это «можно и нужно» — в твоих руках, а может быть, даже в руках более умелых и надежных. Безусловно, пессимизм — дочерняя структура материализма. Если все вокруг материально, если жизнь — это вечный круговорот молекул, то радоваться особо нечему. Я проживу столько-то лет. напишу столько-то текстов, сожру столько-то тонн питательных веществ, столько-то раз позанимаюсь сексом, столько-то раз возьму кредит, выращу кусок мяса под названием «мой ребенок» и пойду кормить червей. Что ты там говоришь, товарищ Лейбниц? Мы живем в лучшем из миров? Спасибо, я посмеялся. Пессимизм — это порочный круг, из которого можно вырваться только усилием веры. Пессимисты всегда косят под реалистов: «Хорошо, – говорят они. — я готов стать оптимистом, если…» И тут же выкатывают миру свой список требований — абсолютно материалистичных по сути. Но даже если они получат желаемое, ничего не изменится. Потому что вещи, удовольствия и даже переживания более-менее высокого порядка — все это преходяще, все это на пару минут, все это быстро разочаровывает. Если же у пессимиста появляется ценность высшего порядка, он тут же перестает быть пессимистом, независимо от состояния окружающего мира. Материальное становится второстепенным, а идеальное – оно животворит уже в силу того, что оно идеальное. Все вокруг обретает смысл, цепь замыкается, по ней бежит ток, и нет больше никакого пессимизма. Полная свобода. Когда оптимистический образ мысли становится образом действия, это называется энтузиазмом. Люблю этимологию: она отвечает на многие вопросы. En Theos, от которого происходит «энтузиазм», дословно означает «в Боге». Я, кстати, давно понял, как отличить людей реальной веры от сектантов, выучивших правильные догмы и молитвы. Настоящие верующие — они всегда рады, они верят в лучшее, потому что чему печалиться, если ты живешь в мире, который сотворен Богом, и судьба этого мира предрешена: зло будет повергнуто. «Даже если все вокруг плохо, просто попробуй улыбнуться — хотя бы механически, как американцы улыбаются. И сразу почувствуешь: все не так уж плохо!» — говорил мне один священник, который живет в такой глуши, что трудно не впасть в отчаяние. В этой книге собраны репортажи и публицистические заметки, которые я писал на протяжении десяти лет. Это не просто краткое содержание моей трудовой деятельности, «отчетный концерт» за прошедший период. Надеюсь, между строк заметна сердечная работа автора. Любой журналист, какого бы циника он из себя ни строил, занимается этой работой столь же упорно, как и той, за которую ему платят деньги. Это второе, невидимое крыло, без которого ни один его текст не долетит до ума и сердца аудитории. «Непоследние времена» — не проповедь и не психотерапия. В этой книге нет розовых соплей и достаточно ложек дегтя. Это просто попытка улучшить вам всем настроение. Срочное информационное сообщение о том, что все средства для счастливой жизни у вас под рукой, ничего не надо покупать, добывать, воровать. Просто верьте хоть во что-нибудь, и все будет хорошо. Только не в свои силы, не в человечество и прочую фигню. В этом слишком легко разочароваться. Возьмите в руки лист с дерева и посмотрите на него внимательно. Он подскажет. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Интересно
Д.Ежову
Попробуйте сами писать(если не пишите, Дмитрий.
Понимаю, что сегодня сложнее найти читателя, чем написать. Но, например, Жан Бареевич не гнушается интернета – пишет и пишет, иногда – зачитываешься, правда..
Не подписываюсь, с Вашего недавнего позволения
зачитываешься-
в смысле – хорошо, интересно, познавательно )
Аноним
такое ашушение, что авторы курют. ежов, так воопче, если больше 3х предложений – невыносим (за искл. описаний прыроды, сгоревшей машины…). ну не получается у вас про “судьбы родины”, бох не дал.
МИШЯРИН
Настоящие верующие — они всегда рады, они верят в лучшее…Эти слова из этой ,,простыни,,…Мне кажется истынные веруюющие верят..только в одно..это это на жизнь после смерти..на райскую жизнь…по этому им живется легко..в этом мире..злобном…серым..
R2D2
дядька.хорош дуть в одного,поделись ганджубасом.
МИШЯРИН
Р2Д2…Извени..не могу помочь…для ганжубаса…из засухи уражай конопли ..не было..А вот КОРАН..на русском могу..подарит…
юстас
не для кого не секрет что Немцова “замочили” по приказу Путина да ну и бог с ним с этим Немцовым а вот то что Путин двойной агент и был перевербован немецкой разведкой ещё в годы работы в Дрездене под “прикрытием” это уже интересно и сейчас он очень часто консультируется с канцлером Меркель по любому вопросу,
Смит
один агент другого устранил, конкуренция называется
id142679457
Юстас – юстасу: в гробу я тебя видел, у белых тапках, а за Владимира Владимировича ответишь…
Бублик
Хрр,тьфу на твоего Вадим Вадимыча! И на тебя тоже тьфу! Либералы проклятые! 25 лет от вас житья нет!
Вот эти Алексы
любую книжку растопчут. Надоть их попросить на трибуну. Иначе – никак. Выйди, Алекс, завтра на площадь Ленина, обозначь себя, воспротивься, возгордись и восславься. Я приду на тебя посмотреть. Канфетку тебе дам.
Выходи, не бойся
Можешь маску надеть, никто не сорвет. Интересно тебя исследовать, откуда ты произошел, чьих хромосом набрался. А вдруг ты – новый, будущий человек Земли? Выходи, паря, ты нам интересен.
Алекс:
Я обязательно выйду! Как и 87% россиян,которые против путькена! Которым такие как ты,осточертели за 25 лет! 2017-й не з а горами
Владимир I
Прежде всего хочется спросить вас, Дмитрий, а много ли вы написали о хороших людях? И что это за садистская страсть ” Выводить на чистую воду подонков и мерзавцев — вообще одно удовольствие”?
За свою достаточно долгую журналистскую жизнь я всегда с удовольствием и легкостью писал о хороших людях. Не так, конечно,хорошо как Константин Симонов, Василий Песков, Юрий Рост и другие корифеи советской журналистики, но какое это удовольствие встретить в деревне, в тундре, в море,в тайге настоящего человека рассказать о нем, воздать заслуженную славу и восхищение. Герои очерков становились морально-нравственными ориентирами для читателей и для автора в первую очередь. Вот в этом и заключается оптимизм.
То, что вы называете пессимизмом, на самом деле объективное отражение действительности. Как-то так получилось, что человек труда стал никому не интересен. Почему? Потому, думаю, что сейчас он раб без высоких устремлений и жажды подвига.То, что вы называете пессимизмом – нормальная реакция человека мыслящего на происходящее. “Пробовать улыбаться,когда вокруг все плохо” – вы сами исполняете рекомендацию вашего священника?
Обличительная журналистика – это признак здоровья общества, это оптимизм, вера в торжество справедливости, но никак не ваша точка зрения “Когда ты обличаешь, ты самовозвышаешься посреди торжествующего зла, ты рыцарь на белой лошадке, ты пророк в своем отечестве. Это сносит крышу, как смесь водки с шампанским и в какой-то момент ты уже просто не способен видеть вокруг ничего, кроме мерзости”. Убиенную Анну Политковскую можно ли упрекнуть в нарциссизме, а Навального, а убиенного в Киеве Олеся Бузину?
Изложенная вами конструкция оптимизма – это гапонщина, это основной жизненный закон раба “Бог терпел и нам велел”.
ча
Я так точно выразить мысль как Владимир I не смог. Я написал к статье коммент: “Это фееричный взгляд на жизнь всегда сытого человека”. Его вытерли. Улпресса – уже не место для дискуссий?
Дед Щукарь
К советскому времени отношусь нормально: какая-никакая, но это была наша жизнь. Но вот к сентенции “человек труда… сейчас…раб без высоких устремлений и жажды подвига” отнесусь с усмешкой, если не сказать более. И тогда, при Советах, работяги были рабами! Крестьяне вкалывали за “галочки”, без паспортов, без права свободного передвижения (сразу, оговорюсь, по мере продвижения к “развитому социализму” условия становились лучше; но без “благословления” начальства: ты – букашка). Рабочие же на заводах, на предприятиях были, что заключенные, за высоким забором. Кстати, рабочие, в отличие от “корифеев” и не корифеев советской журналистики, ежегодный отпуск имели в 12 рабочих дней, но не месяц. Однако были же герои соцтруда, скажет иной оппонент! Да, были. Но как из них делали героев, люди старшего поколения знают, взять того же Стаханова, которому в тот геройский день помогала чуть ли не вся смена. И в городе “У” тоже были герои соцтруда, но из числа приближенных к начальству. Вместе с тем, и тогда были и сейчас есть справные мужики и на производстве, и на селе. И какая их, так сказать, движущая сила? В первую очередь, нормальная оплата труда, затем – его хорошие условия, ну и наконец, человеческие отношения начальства к работягам. Есть такие слагаемые сейчас – сомневаюсь…
Все
правильно сказал! Ни отнять, ни прибавить!
Алекс:
Убери свои грязные грабли от Советского святого времени! Больше на нынешних горе-властителей нажимай. Непочатый край для обсуждения с 1991 года и по сей день!
Слышь, убогий!
Че ты сюда квохчешь? Купи бубен, собери десяток старух и ходи по улицам, камлай. Может кто и подаст.
Ежов
А это дискуссия? Скорее пустой, простите, анонимный высер слабого ума человека, который ничего в тексте не понял, но выдал свою диванную конструкцию. Не можете держать дискуссию хоть на минимальном уровне, тогда здесь действительно не для вас, идите в соцсети, изливайте из себя там канализацию. Или попробуйте почитать чего нибудь, хотя бы из обозначенного в тексте.
Ежов
Вы приписываете мне текст Соколова. Впрочем, в его “конструкции оптимизма” вы тоже ничего не поняли. Почитайте побольше его текстов – там именно то, чего вы чаете.
Ну а касаемо “обличительной журналистики”. Безусловно это необходимая ее функция, кто ж спорит. Есть фактура-даем. Но это ж не о Ваших текстах, согласитесь. Никого они не обличают, фактуры не дают. Это, скорее, публицистика, размышления исходя из весьма абстрактного горизонта. И хорошо когда там ставится общественная проблема. Но чаще все тот же фейсбучный “спич”, жалоба и проекция своих проблем на “отца” (пользуясь потребленным психоаналитическим сленгом). Но и хоть сколько то “обличения”, последнее время, ниже плинтуса. Заказуха на заказухе. Но и это отдельный вопрос. Потому что и “заказухи” это политическая борьба. Вы же исходите из какой то абстракции в своей голове, без обид. Просто нужно чуть ближе быть к процессам – там нет черного и белого, там борьба разнонаправленных сил. И вот через них только и можно что то делать. Но вы утащили меня вдаль от линии текста.
Д.Ежову
Вы же не журналист,насколько знаю – зачем тогда журналисту “впаривать” смысл изложенного по-журналистски) Если бы Вы дали вначале предисловие Соколова, а затем свое “предисловие”, то Вас,Дмитрий, обвинили бы совершенно в другом (будет возможность, поэкспериментируйте!)
Мне, например, понравились мысли, точнее, передача мысли и ее трансформация в ощущение – и у Вас, и у Него, по-моему здорово получилось. Не огорчайтесь. Не все читали очерки Соколова)
Ника не имею, по-прежнему.
Аноним
http://www.youtube.com/watch?v=F2fg2HFY8Tw
Алекс:
Про самого себя что ли п…нул?)
Владимир I
Дмитрий, вы упрек в том, что я приписываю вам текст Соколова меня очень озадачил. Вы же не кандидат наук Чепухин, который “забыл”в диссертации заковычить чужие мысли. С Соколовым я вряд ли бы стал о чем-то спорить, поскольку толку от этого никакого ни мне, ни ему, ни нам с вами. А вам я возражаю, поскольку вы взяли на себя благородный труд дополнить гения и разъяснить широкой публики что есть оптимизм и что считать пессимизмом. Меня ваша точка зрения не устраивает не как сочинителя текстов, а как гражданина, которому все с большим и большим упорством пытаются ввинтить в мозг мысль, что жить в условиях постоянно действующего режима “непростых экономических условий”, санкций и всемирной изоляции – это “судьба российского народа”. Вы в эту нелепость добавляете свою оптимистическую нотку: три все к носу и улыбайся, когда тебя грабят.
Если бы мне это говорили Жарков, Никитенко, я бы и возражать не стал – работа у них такая. Но вас-то я считаю человеком хоть и связанным финансовыми интересами с сеятелями фальшивого оптимизма, но не потерявшего степеней интеллектуальной свободы.
Александр Сурков
Уважаемый г. Ежов! Про Ваше “Предисловие” говорить не хочется – как известно, Вас ничем не проймёшь. Если среди комментаторов найдётся хоть один, кто сможет после одного прочтения Вашего “Предисловия” пересказать его содержание и в нескольких словах изложить его смысл, то для Вас не всё ещё потеряно.
Что же касается поразившего Вас “хорошего, думающего журналиста” (Д. Ежов), то какой же надо быть сволочью, чтобы хороших людей называть сволочью! Да Вы и сами признали его сволочью, поскольку сочли его хорошим журналистом, а стало быть, хорошим человеком.
В старые добрые времена известные юмористы-пародисты про таких, как упомянутый Вами журналист (да, собственно, и про Вас тоже) говорили: “Можешь не писать – не пиши”. Если же данный журналист излишне склонен к самокопанию, то ему надо было посмотреть не на лист, а на сына с женой и решить, трудно или легко будет написать про них, ибо чудо – это не лист, а ЧЕЛОВЕК.
а об очерках
можно что-нибудь, Александр? Если Вы цитируете “юмориста-пародиста” Жванецкого, то у него в еще старые добрые времена была пародия на литературных критиков, не читавших само(и) произведение. Забавно, перечитайте)
МИШЯРИН
Сурков…извените меня …колхозника..что вклиноваюс..на перебранку..умных…Просто даже в ауле у нас..не принято затыкат рты…собеседнику…И еще …прежде чем запретит написать..другим…ЗАПОМНИТЕ слова одного умного воспитанного еврея..КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НАПИСАТ..ЧТО ХОЧЕТ..И КАЖДОМУ ДАНО ПРАВО…ЭТОГО НЕ ЧИТАТЬ…так что если уже прочитал то выскажи свое мнение об прочитанном что понял..ну пожалуйста не запречай написать.. говорит ..другим..
Случайный
Считаю Соколова-Митрича хорошим журналистом, спорным , но интересным.
http://expert.ru/dossier/author/301869/
Меня очень интересовала тема Украины в его статьях, например,
http://expert.ru/russian_reporter/2014/36/sevastopol-chalyij-sdelal-svoe-delo/
http://expert.ru/russian_reporter/2015/09/ni-shagu-nazad/
http://expert.ru/russian_reporter/2015/07/ostavit-bogu-mesto-v-istorii/
Рекомендую, много интересного .
Иванов
Насколько понимаю, основной тезис рассуждений Соколова-Митрич в предисловии укладывается в известную максиму, приписываемую, кажется, Конфуцию: “Если тебе не нравится мир, смени свою точку зрения”. Это касается отношений человека с окружающим миром во всем его разнообразии. Они не сводятся к сугубо политическим отношениям – г-н Ежов слишком утилизирует проблему.
Аноним
они все наркоманы или шизофреники. подобные тексты томами генерируют пациенты на полбина и в карамзинке.