Премьера спектакля «Вакула, черт и черевички» в Ульяновском областном театре кукол им. В.М. Леонтьевой стал первой на этой сцене постановкой нового художественного руководителя театра Владимира Бирюкова.
Это еще один спектакль в копилку «для взрослого зрителя» от 12 лет, привлечь которого театр старается в последние годы.
Повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» стала для постановщика поводом к собственному высказыванию об актерской судьбе с ее трудностями, невзгодами и радостями. Классика русской литературы он основательно сократил (в афише так и значится, что это работа по мотивам гоголевского произведения), и те, кто пришел собственно на «Ночь…», будут, возможно, разочарованы.
История любви кузнеца Вакулы к капризной красавице Оксане, ради женитьбы на которой он верхом на Черте отправляется к самой Царице, дабы добыть для невесты черевички, пересекается в спектакле с историей провинциальной труппы, разъезжающей по городам и весям. Актеры в живую играют самих себя, а кукол берут в руки для рождественского представления. В свою очередь, «дергает за ниточки», управляя кукловодами, Директор театра (заслуженный артист России Андрей Козлов), тоже руководимый кем-то свыше – по мобильному телефону.
Спектакль получился больше о трудной лицедейской стезе, нежели о рождественских чудесах. Под аккомпанемент завывающе вьюги гастролеры, еще не отоспавшись, не отдохнув от предыдущей поездки, вынуждены вновь садиться в старые сани (читай – автобус), чтобы играть очередной спектакль в какой-нибудь забытой Богом Диканьке.
И что за труды? «Грамота» да «спасибо»! Директор труппы неожиданно и очень трогательно просит у зрителей «хлебушка», и когда приходит время расплачиваться, мошенничает, пожимая лицедеям-«медведям» их «просящую лапу». После препирательств в конце концов, те все же получают от него по леденцу на палочке. Пародия, но сколько в ней правды!..
Тем не менее, несмотря на трудности и лишения, творческий процесс в постановке, как, впрочем, и в жизни, захватывает артистов. Они сливаются со своими кукольными персонажами, которым тоже ничто человеческое не чуждо.
У художника постановки Дмитрия Бобровича иронический, но добрый взгляд на образы кукольных персонажей. Нежное отношение к ним и у кукловодов. Простодушного Вакулу и кокетку Оксану играют выпускники Екатеринбургского театрального института Иван Альгин и Юлия Гореванова, соблазнительную Солоху – Ирина Рудич, Чуба – Илья Фалюшин, Черта – Павел Лукьянов… Огромным, устрашающего вида идолищем изображен Пацюк. Забавно видеть, как в рот этого колоритного и ненасытного персонажа актеры попеременно забрасывают вареники.
Залихватски сыграна сцена приема у Царицы. Это еще одна пародия, на сей раз на русский, а вернее, псевдорусский жанр в современной попсе. Царица (ее задорно представила Юлия Гореванова) в сарафане и кокошнике, с балалайкой в руках проголосила нечто в стиле а-ля рюс в окружении впечатляющей свиты-подтанцовки из двух «придворных дам» и больших медведей.
Звучит в спектакле и лирическая нота: любовь – вот тот стержень, на котором все держится. Любовь человека к человеку, к жизни, своему делу объединяет и кукол, и людей. В гоголевской сказке, как известно, все заканчивается соединением двух сердец. В спектакле у Бирюкова актеры в финале тоже обнимаются и сливаются в поцелуях. Невзирая на превратности судьбы и профессии, они остаются людьми…