Автор представленного ниже материала хорошо знаком нашим читателям. Чуть менее года назад мы публиковали большое развернутое интервью “Граница, где начинается вечность”. Автор канонического иконописного образа Федора Ушакова, Виталий долгое время жил и работал в Греции и США, но вернулся в Ульяновск. Ниже он представляет нам творчество другого ульяновского художника. Алексей Соколов уже много лет живет в деревне Красная Река (Старомайнский район) в простой избе-пятистенке. Мы не раз писали и о его жизни и творчестве – человек действительно неординарный.
«Левый берег»: Алексей Соколов
Художник «Левого берега» давно живет в Красной реке. Алексей СОКОЛОВ: Люди, которые творят
Осенний пленэр у Алексея Соколова
Его творчество неотрывно от образа жизни. Предлагаем глубже всмотреться  в  этот процесс вместе с Виталием Борисовым. И ждем всех на выставку, которая откроется в 15-00 18 февраля (четверг) в Музее “Искусство 20 века” (ул Льва Толстого).

Соколов_1

Соколов_72
Творчество Алексея Соколова хорошо знакомо любителям живописи в нашем городе. Его картины легко узнаются по энергичному экспрессивному почерку, по удивительному чувству цветовой гармонии и по характерному, только ему присущему, колориту. Однако главная неповторимая особенность творчества Алексея остается, на мой взгляд, все еще незамеченной. Мне она видится в том, что его искусство невозможно рассматривать отдельно от его личности, его повседневных занятий, места обитания, от его любимой Красной Реки. Казалось бы, ничего особенного в этом нет. Творчество любого деятеля искусства всегда глубоко связано с его жизнью, это всегда выражение личных переживаний. И почти каждый художник имеет какой-нибудь домик в сельской местности, куда он выезжает на лето, на пленэр. Так чем же вдруг творчество Соколова отличается от других?
В контексте выставочного зала эту особенность его искусства уловить довольно трудно. Глядя на развешанные по стенам картины, мы видим яркую и талантливую живопись. Но все же, это только некие музейные экспонаты, пусть и обладающие большой эстетической ценностью. Сводить живопись Алексея Соколова только к артефактам – значит упускать в ней что-то очень существенное. Его творчество постоянно выходит за рамки общепринятого понимания изобразительного искусства, оно напоминает явления живой природы, органические процессы рождения и смерти, питания и метаболизма, размножения и роста. Возникает ощущение, что его картины не создаются, а рождаются, вырастают и живут своей жизнью. В то время как жизнь самого Алексея будто бы пишется масляными красками на холсте, превращаясь в произведение искусства.
Алексей Соколов уже несколько лет как покинул город и безвыездно проживает в селе Красная Река, Старомайнского района Ульяновской области. У него – бревенчатый пятистенок с русской печкой и 40 соток земли. Из современных удобств – только электричество. Ни водопровода, ни газа. Воду берет в колодце, еду готовит в печи. Но в таком отсутствии цивилизации не чувствуется никакой обделенности. Любое дело – колка дров, возделывание огорода, приготовление пищи – превращается в эстетическое событие, в мистерию, в откровение глубокого жизненного смысла. Красота – это главный руководящий принцип во всем, что делает Алексей. Живопись – это только одна из форм его художественной деятельности, наряду с заготовкой овощей на зиму или сооружением забора. Наверное, у древних греков было похожее отношение к вещам и занятиям. Всякую творческую практику они называли «технэ», искусство.
Однажды ранней осенью я посетил Алексея в его деревне. Он стал показывать мне свои работы прямо во дворе дома, расставляя их у забора, между жестяным корытом с глиной и большой ржавой бочкой дождевой воды. Было еще по-летнему тепло, но листья уже начали опадать с деревьев, и лежали повсюду: на земле, в корыте, на поверхности воды; такие рыжие, красновато-бурые и желто-зеленые. Сентябрьский день был очень красивый, ясный, солнечный. Меня поразило, что картины имеют такой же красно-желто-зеленый колорит, что и предметы вокруг. Окружающий мир будто-бы отражался в живописных полотнах. Искусство и жизнь соединялись друг с другом в неразрывное и гармоничное целое. И в центре этого осеннего космоса присутствовал сам Алексей, похожий на какого-то мифологического персонажа: не то на толкиеновского Радагаста, не то на русского домового. Но все вместе – и Алексей, и его дом, его картины, и опавшие листья, корыто и ржавая бочка – составляли единый организм, трепетную пульсирующую ткань. У меня перехватило дыхание от ощущения мощного потока жизни. Я почувствовал настоящую связь искусства со своей землей, его глубокую укорененность в родной почве. Освальд Шпенглер писал: «Крестьянский дом ˂…˃ сам – растение: он глубоко пускает корни в «собственную» почву.<…> Добрые духи очага и двери, земельного участка и комнат: Веста, Янус, Лары и Пенаты – имеют здесь каждый свое определенное место, точно так же как и сам человек. Вот предварительное условие всякой культуры, которая опять-таки сама, подобно растению, вырастает из своего материнского ландшафта, углубляя душевную привязанность человека к почве».
То, что делает Алексей Соколов, можно назвать концептуальной попыткой вернуть искусству его изначальный древний смысл, когда всякая вещь любовно изготавливалась и украшалась своими руками, когда все отвечало насущной потребности жизни: и языческий деревянный идол, и плуг с бороной, и резные ложки, и иконы в красном углу. Утилитарность и высокая художественность сочетались в каждом предмете быта. На всем была запечатлена личность человека и его связь с родной землей.
Однако художник совсем не ставит пред собой таких целей. Он просто живет, просто открывает себя потоку бытия. И жизнь сама начинает пульсировать в его произведениях. В творчестве Алексея нет места никакому искусственному «акционизму» или «перформансу». Он творит органично и радостно, при этом не важно, что он делает – пишет этюды или готовит обед. Алексею уютно в своем доме, среди рукотворных вещей и картин, ему приятно принимать гостей, петь песни и вести застольные беседы. Это – тот старинный уют, о котором накрепко забыло современное общество массового потребления с его культурой одноразовых стаканов и пластмассовым стилем человеческих взаимоотношений.
Но вопрос не только в забытом уюте. Всеобщая коммерциализация жизни поставила художников перед проблемой выживания. Идеалы свободного творчества сейчас потеряли свою актуальность. Выжить в условиях современного супермаркета может только что-то экономически выгодное и конкурентно способное. Искусство же всегда – экономически проигрышно, оно нуждается в специальных ценителях, покровителях и меценатах. Это одна из причин, по которой Алексей ушел от городского шума и затворился в своей пустыне. Он совершенно не вписывается в нынешнее общество. Его живопись абсолютно не коммерческая. Как дерево не ставит цели заработать деньги тем, что оно распускает листья или приносит плоды, так же и он пишет свои картины, не думая о том, в какую сумму их можно оценить. Получая пенсию, (что, кстати, по деревенским меркам – совсем неплохой доход) можно как-то существовать. Кроме того Алексей возделывает огород и питается плодами своего сельскохозяйственного труда. Он свел потребности к минимуму, чтобы не заботится о деньгах, чтобы иметь возможность жить в условиях такой, наполненной искусством, пасторальной гармонии.
Трудно представить, что приведенный здесь пример творческой жизни художника может вдохновить многих. Тщетно ожидать (да это и не нужно) что вернутся «старые добрые времена», что горожане бросят свои мегаполисы и поселятся на земле, бескорыстно занимаясь крестьянским трудом, и в свободное время согревая свои сердца живописью, поэзией и общением с любезными друзьями. Подобные идеальные эпохи существуют только в воображении. Но присутствие таких людей, как Алексей Соколов вселяет надежду, что в нашем мире еще не исчерпан ресурс человечности, что люди еще не до конца превратились в бездумных потребителей товаров и услуг, и кто-то еще может жить ради нематериальных вещей.
Впрочем, Алексей – не наивный человек, он не строит иллюзий и не создает утопий. Повторюсь, что он просто живет и радуется жизни. А все его творчество свидетельствует, что миром все же правит не супермаркет, а любовь и красота, что холод и отчуждение в отношениях между людьми – это что-то ненастоящее, наносное, враждебное самой человеческой природе. Вопреки духу времени его картины говорят о том, что мир – теплый и радостный, что ледяной панцирь не всегда будет сковывать землю, и что зима скоро закончится.
Новая выставка работ Алексея Соколова называется «Предчувствие весны». И что-то подсказывает мне, что эта весна непременно наступит.
Соколов_Рыба
«Рыба», 1990. Холст, масло. Из частного собрания.

Соколов_Тотальный лексикон триумфа
«Тотальный лексикон триумфа», 1990. Холст, масло. Из частного собрания.

Соколов_Красная река
«Красная река», 1989. Картон, масло. Из частного собрания.