Многие обращают внимание на то, что реклама алкоголя исчезла с наших улиц. Не встретишь на улице билборд с рекламой пива, водки и вина. И этому есть причина – законодательный запрет. К сожалению, в отличии от табака, реклама которого запрещена полностью, реклама алкоголя не запрещена, но значительно ограничена. Статья 21 «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ говорит, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (5 пункт 2 части 21 статьи закона).

Поэтому я удивился, когда увидел на стене детского сада по адресу: проезд Сиреневый, 8 вот такие рекламные щиты:



Явное нарушение закона, подумал я.
На щитах размещена информация о том, что в этом здании, в магазине «Дары Кубани» имеются в продаже вино и водка. В соответствии со статьей 3 закона «О рекламе», информация, направленная на привлечение внимания к товару, как продукту, предназначенному для продажи, есть реклама. Но, реклама алкогольной продукции не должна размещаться на улице. А то, что вино и водка – это виды алкогольной продукции известно из пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ. В котором говорится, что алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Запрещенная реклама алкогольной продукции, решил я, и обратился с жалобой в Управление ФАС по этому поводу. Всего я указал три таких факта, это – рекламные щиты магазина «Дары Кубани», рекламные вывески ещё двух точек по продаже разливного пива (https://yadi.sk/i/1yWY9pVcouYFf).

Ответ в отведенный законом срок я не получил. Ответили мне из Управления антимонопольной службы только 15 января 2016 года, то есть просрочили на 22 дня, и то после моих звонков в Управление. Ответ меня неприятно удивил и расстроил (https://yadi.sk/i/4Z3I0dziouYQS).

Из ответа УФАС, подписанного исполняющим обязанности руководителя Поповым я узнал, что в управлении действует группа специалистов, занимающихся системным анализом гражданского законодательства. Группа этих сисаналов (по аналогии с сисадминами – системными администраторами) пришла к таким «революционным» выводам по отношению к рекламе алкоголя, что я пожалел, что затронул эту тему. Ведь сисаналы ульяновского ФАС признали, что можно рекламировать алкоголь с помощью наружных рекламных конструкций.

Так, антимонопольные «сисаналы» пишут мне, что системный анализ гражданского законодательства свидетельствует, что реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре – марка, сорт, название.
Ага, сейчас это так называется. Любая высосанная из пальца или выковырянная ещё откуда, отписка называется системным анализом. Ну, это вы мелко. Систематизированный систематический системный анализ – гораздо круче звучит. Хотя по сути такая же белиберда.

Почему белиберда? Да потому, что есть нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в сфере рекламы. Закон «О рекламе» называется. Его вы почитать не пробовали? Там ясно написано, что такое реклама, что такое объект рекламирования, которым может быть и сам товар (овощные соки), и средства индивидуализации этого товара (сок томатный)! Это во-первых.
А во-вторых, в статье 21 этого же закона прямо указано, что именно вся существующая алкогольная продукция не должна размещаться на стенах зданий. Законодатель здесь применил обобщенное понятие – алкогольная продукция, которое объемлет все виды алкогольной продукции. Знал автор закона, наверное, какими «чудесами» системного анализа владеют чиновники.

Следующий «сисанальный» выброс ульяновских антимонопольщиков звучит так – «информационные щиты, расположенные у входа в магазин являются вывесками». Здесь они уже не ссылаются на системный анализ, а зря, выглядели бы умнее. А так… Приводят положение закона в котором разъясняется, что обязательная информация (время работы магазина, данные владельца) не являются рекламой, что вывеска, в которой нет рекламный информации тоже не является рекламой и … Делают вывод, что любой информационный щит у входа в магазин это  – не реклама, а вывеска! Ага, рядом с магазином «Дары Кубани» с обоих сторон от входа висят рекламные щиты с информацией о вине и водке и это, по мнению антимонопольных анализаторов, не запрещенная реклама опасного для человека вещества – алкоголя, а вывеска.

Хотелось бы знать этих «титанов»  системного анализа по-фамильно. Гражданин Попов, а сами Вы подписывали этот документ  как специалист по системному анализу или как временный руководитель сисаналов?
Гражданин Попов, понятно, что алкогольно-табачная мафия – это серьезная сила в российской жизни. Всем известно, что это иностранный капитал, который впрямую влияет на поведение ульяновских (и не только) чиновников. Но есть же рамки приличия. Если Вам так страшно, что Вы готовы подписывать «сисанальные» бумажки и стать посмешищем, то может ну её, такую «сисанальную» должность, другую работу для себя поищите?

Если бы Вы, Попов и остальные работники Ульяновского управления ФАС действительно анализировали противоалкогольное законодательство, то поняли, что целью этих мер со стороны государства является здоровье народа России, ограничение потребления алкогольных ядов через снижение доступности, через запрет рекламы алкогольно-табачных ядов, через установление высоких цен на спиртное, через уменьшение точек продаж алкогольного наркотика. Может быть тогда вы бы встали на сторону Президента, Правительства, добивались выполнения законов со стороны алкоторговцев.