В истории вооружённых сил России поворотным моментом, определившим качественно новый уровень боеспособности, было создание регулярной армии и флота в период правления Петра I. Однако создание регулярной армии предварял длительный опыт формирования полков «иноземного строя» предшественниками Петра I из династии Романовых. Полки «иноземного строя» первых царей Романовых оставили заметный след в истории Симбирского края.

С Симбирской землёй связана история двух старейших регулярных солдатских полков России: 1-го и 2-го Московских выборных солдатских полков. Время их создания относится к периодам правления царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, когда в России стали формироваться полки «иноземного строя»: солдатские, рейтарские, драгунские. Уже при Петре I в конце XVII века 1-й Московский выборный полк именовался Лефортовским полком, 2-й выборный полк – Бутырским полком (см. рис. художника А.И. Шарлеманя). Наряду с Преображенским и Семёновским гвардейскими полками, Лефортовский и Бутырский составили костяк регулярной армии Петра I.

Бутырский выборный полк в Кремле, 3-го февраля 1687 г. Художник А.И. Шарлемань
Бутырский выборный полк в Кремле, 3-го февраля 1687 г. Художник А.И. Шарлемань

Первоначально для службы в Московских выборных полках отбирались лучшие солдаты из других полков, отчего и получили наименование выборных (отборных). В территорию комплектования 1-го Московского выборного полка входил Симбирск (в описываемый период Синбирск) – одна из ключевых крепостей на Белгородско-Симбирской засечной черте. В Симбирске солдаты верстались из казачьих, стрелецких детей, детей боярских и вольных людей. Историк А.В. Малов указывает, что в 1660-х годах Симбирск был в ряду самых многочисленных землячеств 1-го Московского выборного полка. В приведённой им смете 1670 года, из указанных 1742 человек нижних чинов 1-го выборного полка – 924 человека были с городов по засечной черте от Тамбова до Симбирска. С Тамбова было 121 человек, с Симбирска – 172, с Нижнего Ломова – 419[1].

Однако не только комплектованием связана история выборных солдатских полков с Симбирским краем. В связи с восстанием С. Разина 1670-1671 гг. царское правительство направило в Среднее Поволжье свои лучшие военные силы: 1-й Московский выборный солдатский полк под командованием полковника Аггея Алексеевича Шепелева и 2-й Московский выборный солдатский полк под командованием полковника Матвея Осиповича Кровкова.

Солдаты 1-го выборного полка, наряду со стрельцами, симбирскими дворянами и служилыми людьми засечной черты, принимали участие в обороне Симбирска от разинцев 4 сентября – 4 октября 1670 года. Воевода князь Юрий Никитич Барятинский так писал об обороняющихся симбирянах царю Алексею Михайловичу: «А окольничей Иван Богданович Милославский сел в Малом городке (в Симбирском кремле. – А.Д.), а с ним головы стрелецкие с приказы и Агеева полку салдаты (солдаты полка Аггея Шепелева. – А.Д.) и иных чинов люди»[2].

Солдаты двух выборных полков находились в составе усиленного полка Ю.Н. Барятинского, двинувшегося 15 сентября 1670 года из-под Казани на Симбирск для разгрома главных сил Разина. Под командованием царского воеводы были два шквадрона 1-го выборного полка подполковника Ивана Захарова и майора Фёдора Маматова, и шквадрон 2-го выборного полка подполковника Ивана Жданова[3]. Кроме того, у Барятинского были конные сотни московских и городовых дворян, и детей боярских, два рейтарских полка Фёдора Зыкова и Андрея Чубарова, полковая артиллерия.

Солдат выборного Бутырского полка. Художник А.И. Шарлемань
Солдат выборного Бутырского полка. Художник А.И. Шарлемань

Сражение под Симбирском стало одним из важнейших в допетровской истории России, а победа Барятинского – спасительной для молодой ещё монархии Романовых. Для православного Симбирска победа над Разиным также была знаменательна. Разинцы запомнились тем, что разграбили и сожгли мужской монастырь Успения Божией Матери в подгорье Симбирска, а также выстрелом в крест-мощевик во время крестного хода симбирского духовенства. Разгром разинцев под Симбирском, начавшийся 1 октября 1670 года в день Покрова Пресвятой Богородицы[4], был воспринят как справедливая кара. Освобождённые от осады воздавали хвалу Богу, Пречистой Богородице, Николаю Мирликийскому и Сергию Радонежскому[5]. Следует сказать, что даже спустя столетия в Симбирской губернии было распространено объяснение поражения Разина тем, что он пошёл против Бога[6].

После подавления разинского восстания солдаты 1-го выборного полка Аггея Шепелева «как бы в вознаграждение от правительства, были повёрстаны на Москве в приказе Казанского дворца денежным и земляным окладом по Симбирску» – писал историк Г. Перетяткович[7]. Выборным солдатам отводилась земля как севернее Симбирско-Карсунского участка засечной черты, так и южнее, в «диком поле», где они могли приискать свободные земли и, направив челобитную государю, закрепить их за собой. На отведённых землях солдаты селились группами, строили церкви.

На основании «Писцовой книги Карсунского и Симбирского уездов 1685-1686 гг.» и работы П.Л. Мартынова «Селения Симбирского уезда», и некоторых других источников, можно назвать населённые пункты, основанные выборными солдатами в Симбирском-Ульяновском крае: Карабаевка Цильнинский р-н 1669 г., Кадыковка Майнский р-н 1670 г., Воздвиженская слобода (ныне Русские Горенки Карсунский р-н) 1671/1672 гг., Таволжанская слобода (Таволжанка Карсунский р-н) 1671/1672 гг., Грязнуха (ныне Луговое, Ульяновск) 1672 г., Каменный Брод (Прислониха Карсунский р-н) 1672 г., Крестниково Цильнинский р-н 1672 г., Волостниковка Ульяновский р-н 1675 г., Солдатская слобода (Солдатская Ташла Теренгульский р-н) 1675 г., Козьмодемьянская слобода (Красный Бор Вешкаймский р-н) 1679/1680 гг., Сосновка Майнский р-н 1681 г., Труслейская слобода (Труслейка Инзенский р-н) 1682 г., Карцовка Майнский р-н 1684 г., Белый Ключ Вешкаймский р-н 1686 г., Знаменский Сюксюм Базарносызганский р-н, деревни Абрамовка, Камандак, Комаровка, Сиуч Майнского р-на. Группы выборных солдат поселились в Сызганской слободе (Базарный Сызган) с 1683/1684 гг., в Потьминской слободе (Потьма Карсунский р-н) с 1684/1685 гг., в Сенгилеевской слободе.

Обычно выборным солдатам отводилось по 10-15 десятин в каждом из трёх полей под пашню, плюс десятина земли под усадьбу, огороды, огуменники, животинные выпуски. Выделялись сенные покосы. Для церкви отводилась земля из общих владений. Кроме того, за солдатами, сверх их пашни, усадеб, сенных покосов и церковной земли, числилась “примерная” земля. Так у 26 выборных солдат Таволжанской слободы в середине 1680-х годов “примерной” земли было 720 десятин[8], у 50 выборных солдат Сызганской слободы “примерной” земли было 2200,5 десятин и ещё 1000 десятин леса[9]. Однако далеко не все солдаты имели способность к сельскому хозяйству, некоторые продали свои земли помещикам.

Поселившиеся солдаты продолжали находиться на службе и созывались в полк в случае войны. Историк М.Д. Рабинович отмечал, что в начале Северной войны со шведами 1700-1721 гг. в Симбирске было сформировано три солдатских полка из старых солдат генерала Шепелева, солдатских детей и братьев[10].

При Петре I, на основе рекрутских наборов, была создана регулярная армия. Выборных солдат, живших в сёлах и деревнях, при петровской переписи назвали «пахотными солдатами» и обложили подушной податью. В середине XIX века пахотные солдаты Симбирской губернии были переименованы в государственные крестьяне[11]. К тому времени потомки выборных солдат давно стали хлебопашцами, однако сохраняли отличие от крестьян в одежде, обиходе.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что зарождавшийся Симбирский край был тесно связан с процессом создания регулярной армии России, начиная с полков «иноземного строя» первых Романовых, что оказало огромное влияние на военную и социальную историю Симбирской-Ульяновской земли, и на освоение нашего края.

Антон Долматов

[1] Малов А.В. Московские выборные полки солдатского строя в начальный период своей истории 1656-1671. М., 2006. С. 202-203.

[2] Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сборник документов. Т.2. Август 1670 – январь 1671. Ч.1. Массовое народное восстание в Поволжье и смежных областях. М., 1957. С. 54.

[3] Малов А.В. Указ. соч. С. 190-194.

[4] Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т.2. Ч.1. С. 226.

[5] Там же. С. 123.

[6] Извлечения из собрания исторических преданий, записанных в Симбирской губернии Дмитрием Садовниковым // Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов. Ульяновск, 1993. С. 70.

[7] Перетяткович Г. Поволжье в XVII и начале XVIII века (очерк из истории колонизации края). Одесса, 1882. С. 212.

[8] Писцовая книга Карсунского и Симбирского уездов 1685-1686 гг.: публ. текста / Научно-исследовательский институт истории и культуры Ульяновской области [сост. Ю.Н. Мельников, вступ. статья, коммент. Ю.Н. Мельникова]. Ульяновск, 2014. С. 262.

[9] Там же. С. 345.

[10] Рабинович М.Д. Полки Петровской армии 1698-1725. Краткий справочник / Труды Государственного ордена Ленина Исторического музея. Вып. 48. М., 1977. URL: http://www.adjudant.ru/petr/rab01.htm (дата обращения: 12.02.2016).

[11] Мартынов П.Л. Селения Симбирского уезда. (Материалы для истории Симбирского дворянства и частного землевладения в Симбирском уезде). Симбирск, 1903. С. 15.