Увлечения могут быть разными и некоторые из них, на первый взгляд, кажутся недостойными «серьезных людей». На самом деле никаких ограничений тут нет – главное, чтобы это дело искренне радовало вас и окружающих.
– Я больше сорока лет собираю значки. Не просто все подряд, а только те, что связаны с «олимпийской тематикой», – рассказывает Ирина Дзидзигури.
Мы с ней познакомились на недавно прошедшем в Ульяновске слете Международного союза коллекционеров. Ирина – москвичка, работает в столичном музее физической культуры и спорта. За десятилетия занятий фалеристикой в ее личной коллекции скопилось более 20 тысяч значков.
Ирина Дзидзигури с коллекцией особых значков большого размера, среди которых – эмблема Олимпийских игр в Барселоне
– Началось все с Московской Олимпиады 1980 года. Я тогда была волонтером-переводчиком у легкоатлетов. Вообще, я проработала в спорте полжизни, так что мое хобби – значки-«олимпийцы» – совсем не случайно.
По словам нашей собеседницы, Московская Олимпиада была своеобразным прорывом в выпуске значков.
– Как ни странно, СССР действительно тогда показал образец капиталистическим странам, как можно зарабатывать деньги на Олимпиаде, – имею в виду на выпуске сувенирной продукции. Именно игры 1980 года определили те направления, по которым в дальнейшем развивалась олимпийская фалеристика, – поясняет участница слета коллекционеров.
Ирине Дзидзигури удалось лично поучаствовать в двенадцати зимних и летних Олимпиадах – и везде она находила своих единомышленников.
– Знаете, многие, кто принимает участие в «тусовке» коллекционеров, сами ничего не собирают – их привлекает общение. На самом деле значки – это именно «посыл к коммуникации». Тут не важны ни пол, ни вероисповедание, ни национальность, так что наше хобби действительно укрепляет «дружбу народов». К примеру, у меня есть хорошие знакомые в США, Австралии, Франции и Германии. И я уже «готовлю почву» для поездки в Японию – на игры 2020 года, – отмечает Ирина.
Кстати, на Олимпиаде в Сочи с ней приключилась такая история: она подошла к группе молодых людей и, разговорившись с ними, обменялась значками. После выяснилось, что это были принцы Монако. На играх в Афинах таким же образом она познакомилась с популярной телеведущей Опрой Уинфри – оказалось, что известная американка тоже увлекается фалеристикой.
– Собирание значков – действительно «особый способ бытия». Например, я точно знаю, что в тяжелые 1990-е годы некоторым из моих друзей коллекционирование просто спасло жизнь: оно отвлекало от трудностей быта и тотального безденежья.
Между прочим, наша собеседница очень высоко оценила Олимпиаду 2008 года, которая проходила в Пекине.
– Китайцы – великие мастера сувенирной продукции. Честно говоря, в этом смысле наши игры в Сочи коллекционеров немного разочаровали: тематические значки были выпущены, что называется, «без души». Ведь каждый значок – это маленькое произведение искусства, мы собираем вовсе не все подряд, а именно то, что греет сердце.
По словам Дзидзигури, у каждой страны своя символика в значках. Поэтому для того, чтобы разбираться в фалеристике, нужно изучать геральдику, знать гербы, флаги и культуру различных государств.
– В общем, я ни разу в жизни не пожалела, что когда-то увлеклась этим делом. Сейчас, конечно, коллекционирование здорово «постарело»: молодежь не слишком заинтересована в собирании. Но кто знает – быть может, фалеристика обретет какие-нибудь новые формы существования – к примеру, в сети Интернет? – говорит в завершение нашей беседы сотрудница московского музея.
Евгений Нувитов