Выступил только что с пресс-конференцией в Регнуме по поводу нашего совместного с ВЦИОМ исследования “Несистемные и Кадыров”. Вот краткий конспект:

1. Три причины, почему мы об этом говорим.
Возросшая активность несистемной оппозиции в связи с приближением выборов в Госдуму
Политическая поддержка “несистемной” повестки из-за рубежа
Тортометания с Касьяновым и появление “чеченской темы” как постоянного рефрена в публичной деятельности традиционного пула спикеров

2. Исследование ВЦИОМ и мини-доклад АЦМР по его итогам.

Основные цифры по несистемной оппозиции:
88% россиян не представляют, что такое “несистемная оппозиция”; 72% “никогда не слышали это выражение”.
Только 4% опрошенных могут без подсказки назвать имена кого-либо из “несистемных”.
24% респондентов поддерживают идею “суда над врагами народа”.
При этом сторонников жесткой политики в отношении “несистемных” больше всего среди материально обеспеченных россиян (34%), молодежи (29%) и людей, эпизодически пользующихся интернетом (28%) – по всем признакам, основная целевая группа “городских протестов”.

3. Негативные характеристики несистемной оппозиции, по открытому опросу:
выступают за дестабилизацию власти
неорганизованные и нелогичные
люди, действующие в интересах других государств
мелкие политики, тянущиеся к власти
При этом из позитивных характеристик – только одна: политики, которые хотят улучшить/изменить жизнь в стране, с поддержкой менее 1%

4. Персональная узнаваемость остаётся низкой. Из 12% тех, кто слышал выражение “несистемная оппозиция”, на открытый вопрос по поводу фамилий ее представителей первая пятерка упоминаемых выглядит так:

Навальный: 15%
Касьянов: 10%
Собчак: 4%

Остальные – 3% и ниже, причём в этом ряду называют также Жириновского, Прохорова, Грефа, Порошенко, Задорнова и т.д.

6. Идея суда над “предателями”: 24% за, 36% против, 40% затруднились ответить. Репрессивный настрой в отношении “несистемных” – у меньшинства, но это довольно значимое меньшинство – почти четверть опрошенных

7. Резюме по “несистемной оппозиции”:
Политический капитал несистемной оппозиции сегодня на нуле. Узнаваемость лидеров, доверие, позитивные оценки деятельности – ничего этого нет.
Понимая это, лидеры несистемных сил находятся в поисках “народных” тем, которые могли бы обеспечить им рост узнаваемости и популярности
Начиная с 2011 г. такой темой была коррупция, однако за прошедшие годы власть в целом перехватила антикоррупционную повестку: сегодня ее удерживает Путин, снимающий с должностей губернаторов.
Борьба с коррупцией, как и другие темы экономической, социальной и внешней политики – чтобы аргументированно столбить их за собой, необходимо быть в них экспертом. Поэтому начался поиск более простых решений.
Сейчас найденное ими “простое решение” – тема, где экспертом быть необязательно – это борьба с Кадыровым.

8. Почему новая мишень – Кадыров? Три причины:

– Чеченец: можно паразитировать на бытовой кавказофобии
– Активен в интернете: ведёт аккаунты в соцсетях, релевантен для их ядерной аудитории (“сетевые хомячки”)
– Отвечает и реагирует: а значит, принадлежит к числу тех, кто замечает их существование.

9. Вторая часть исследования – Рамзан Кадыров в глазах российских граждан.
узнаваемость – 89%
позитивные характеристики: самостоятельность (60%), уважение (31%).
почти половина опрошенных – 49% – считают, что он принёс больше пользы, чем вреда. Противоположная точка зрения лишь у 7%.
позитивная динамика основных индикаторов с течением времени (по сравнению с данными 2007 г.)

10. Ассоциативный ряд
Образ Кадырова прочно связан с Чечней (62% знают его в первую очередь как главу Чечни)
Чего добивается: в позитиве – рост благосостояния чеченцев (15%), мира и порядка в Чечне (9%), восстановление/благоустройство/развитие Чечни (8%). В негативе – личное обогащение – 2%, получение денег от России – 1%, пиар своей личности – 1%. Из нейтральных характеристик: борьба за власть/укрепление влияния – 4%, сохранение поста главы с помощью выборов – 1%, продвижение ислама – 1%.
Наиболее частые положительные высказывания: уважаемый/адекватный/влиятельный, стабилизировал ситуацию в Чечне, мужественный/волевой человек. Отрицательные – бывший боевик/агрессивный человек.
Какие чувства вызывает: топ-3 позитивных – уважение (31%), симпатия (16%), доверие (15%). Из негативных – недоверие (9%), антипатию (4%), осуждение (2%).

11. Выводы.

– На данный момент Рамзан Кадыров оценивается большинством положительно или нейтрально – самое частое слово “уважение”. Баланс в его пользу – 49-7. Он точно не является антигероем и в последние годы скорее набирал очки. Перспективы массовой поддержки лозунгов типа “Кадыров – позор России” можно оценить как низкие.

– Расчёт на то, что “несистемной оппозиции” благодаря длящемуся конфликту с Кадыровым удастся сыграть на межнациональных противоречиях в России и забрать под себя часть аудитории “русских маршей” – также беспочвенен. Для массового российского избирателя, в т.ч.националистически настроенного, в качестве главы Чечни Кадыров вполне приемлем и на своём месте.

– Серия скандалов на линии противостояния “несистемные против Кадырова” подогревает информационную повестку (серия громких и красочных скандалов), но не способна привести к сущностным подвижкам в политических предпочтениях граждан. Политический вес этой темы – на уровне сюжета интернет-комикса.