Из цикла «Древо жизни».

Сюжеты на тему «Отцы и дети 21 века» складывались, можно сказать, на моих глазах.

Первая история была такой.

Я гостил у приятеля в поселке Биденьга по причине наличия там пруда с платной рыбалкой. А через улицу в небольшом домике из силикатного кирпича жила семья. Их было четверо. Хозяйка — молчаливая женщина лет шестидесяти, бывшая учительница. Ее сын с женой и ребенком. И еще незамужняя дочь – приветливая женщина, работавшая в сельской аптеке.

Жили родственники спокойно и вполне дружелюбно. Но потом появился в доме еще один жилец. Невысокого роста старичок ходил с батожком, был молчалив и необщителен. Ежеутренне выходил на лужайку перед домом, долго и старательно разминался: крутил в руках батожок, наклонялся туда-сюда, приседал, поднимал ноги — и так далее.Делал зарядку, хотел жить долго и счастливо…

Была еще одна примета: ежедневно старичок ходил в магазин за продуктами.

  • А он питается отдельно, – пояснила всезнающая соседка. – Из семью-то давно бросил, где-то в Сибири пропал лет на двадцать. Дети без него выросли. А теперь, под старость, приплелся к ним.,к жене брошенной. Видать, податься больше было некуда… А еще и с детьми судится: алименты, мол, платите…

Об истории стариковской жизни я расскажу пониже. А пока – о другой стороне пробемы «отцы и дети». О беде, которую можно определить словами «ненужные дети», «надоевшие родители»..

В республике Татарстан, в деревушке Новые Тинчали, расположенной под непроезжей в дожди и распутицу горой, я как-то встретил старую женщину, вышедшую за калитку на звук автомобиля. Клеенчатый передник, затасканная в лоскуты одежонка, слезящие глаза. По русски почти не понимала, долго подносила к глазам пригоршню протянутых ей конфет: «А это что?» Потом сквозь слезы поведала: единственная дочь живет в Ульяновске. Летом наезжает с мужем… Наколят ей дров на зиму, привяжут к будке собачку – и уезжают в город зимовать. До весны в деревушке только эта бабка и живет…

Можете представить, каково ей в непроглядные зимние ночи?

И такой сюжет. От бывшей деревушки Мемей осталась лишь единственная избушка. Там лет пять жила старая женщина – одна, как перст. Правда, сын – тракторист наезжал иногда, привозил еду кое-какую, дрова… Вечерами, возвращаясь с рыбалки, я каждый раз видел в окошке печальный огонек. А зимой, в городе, все никак не мог отвязаться от мысли: как она там, среди пустынного снежного пространства на опушке леса?

Недавно старушки не стало.

О брошенных на произвол судьбы стариках и старухах, о сыновьей и дочерней неблагодарности, о забвении тех, кто растил и выводил в люди своих чад, пишут часто. Но безболезненнее она не становится.

Статистики насчет забытых детьми родителей, увы, нет. Но действительность ярче и острее любой статистики обнажает суть проблемы, появившейся конечно же, не сегодня. Напомню, что и молодые японцы в средние века отвозили своих предков на высокие горы для одинокого умирания, и крепкотелые индейцы от своих немощных дедов и прадедов как-то избавлялись… Ну и прочие народы тоже – включая, естественно, и Россию не миновали этой беды. Достаточно вспомнить на эту тему повести и рассказы русских классиков – хотя бы и любимого мною Бунина…

Так что беда отнюдь не нова. Но в последние годы она у нас, в России – обретает черты эпидемии, поразившей нацию.

Скитаясь по российской глубинке, я насмотрелся на старых людей, всеми забытых – а пуще всего своими собственными детьми. И не только в полуживых деревнях таких изгоев немало. Конечно, они получают пенсии, позволяющие им не умереть с голоду. Конечно, во многих весях таких одиноких людей навещают ссоциальные работники. Но никуда не уйти от вопроса: а почему они оказались ненужными для своих собственных детей, которых они вырастили, поставили на ноги вопреки всем невзгодам жизни?

Таких брошенных «лишних людей» в стране все больше и больше. И как тут быть? Какие решения возможны?

Человечество по разному решает нелегкую проблему. Шведы, скажем, переложили общую (и весьма надежную) заботу о престарелых на плечи государства. Тамошним «домам призрения» могут позавидовать многие российские санатории. В мусульманских семьях, традиционно почитающих предков, родителей и старость, бремя забот берут на себя, как правило, потомки. А во многих «отсталых» странах и общество, и государство, и потомки предпочитают философски полагаться на судьбу: уж какая выпадет…

Как обеспечить любовь (или хотя бы благодарную память) детей к своим родителям?

Не знаю, не знаю… Знаю лишь то, что за любовь квитанции не выписывают а привязанности не на деньгах держатся.

Помнится, в детстве играли мы в городки, ныне почти забытые. Там была одна заковыристая фигура, называемая «Бабушка в окошке». И следовало одним ударом биты всю эту «бабушку» убрать. Сложное это было дело – но сегодняшние молодые «игроки» вышибанием «бабушек» из собственной жизни мастерски овладели…

И все чаще и чаще вспоминается сказочка для детей, сочиненая, по моему, Львом Николаевичем Толстым. Там благополучные повзрослевшие дети своих «стариков» в каморку загнали – и о,кей.

А спустя некоторое время видят: их малое дитя из дощечек что-то мастерит, играючи.

  • И что ты делаешь, дитятко? – вопрошают папа с мамой.

И дитя впролне резонно отвечает:

  • Да клетку для вас делаю. Когда постареете – туда вас и посажу…

Ну, теперь вернусь к тому, с чего начал. К претензиям того старого человека, котрый в свои лучезарные годы бросил и детей, и дом на произвол судьбы. А оказавшись на жизненной мели, стал требовать с тех, кого он фактически предал, некой   материальной компенсации.

Жизнь этого человека   в общих чертах сложилась так.

Супругов Явериных жизнь свела на строительстве БАМа.   Три года они прожили в Тынде, затем переехали в Иркутск. Рождение детей не влияло на карьеру Игоря Андреевича- с детьми возились жена и теща.А он рос, как говорится, «по производственной линии»: прораб, начальник участка, главный инженер управления строительства. Затем- длительная командировка на один из закрытых объектов возле Красноярска, куда он отбыл вроде бы один…Однако исчез отец и муж – и как в воду канул: ни весточек, ни денег. Позднее выяснилось: отбыл на новое место жительства с некой юной пассией…

Родственники помогли Марии Явериной перебраться в Поволжье,где они и обосновались навсегда. И уже не чаяли увидеть своего мужа и родителя- ан вот, явился! И нимало не смущаясь , стал жить-поживать .Как будто отлучался не на долгих двенадцать лет0 а всего на часок за пивком сбегал.

Его не упрекали, не корили. Но когда он затеял тяжбу с детьми насчет пособия — начался в доме нестерпимый разлад…

Позволю себе одну философскую сентенцию. В своем знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» автор расказывает о неком родителе, вырастивших своих сыновей. Главное в этом рассказе: «Я родил детей по собственному желанию, в радость себе — и потому не жду от них некой благодарности или воздаяния». Эта позиция мне кажется более моральной, нежели горестные сетования по поводу неблагодарных потомков. «У детей есть свои дети». – было сказано когда-то. И это справедливо.

Но в последние годы все чаще и чаще проявляется иное: так называемые родители абсолютно не заботятся ни о своих детях, ни о своем доме. Число безнадзорных детей в стране растет . Детских домов и приютов не становится меньше. То и дело слышишь: мать родила и бросила ребенка; никчемный отец знать не хочет, что , как и где происходит с его детьми. И так далее.

А вот когда на горизонте бытия возникают старость и немошь — эти псевдородители предъявляют судебные иски своим с трудом вспоминаемым чадам. Начинают, как говрится, «права качать»:

А есть ли у такого рода «родителей» эти права вообще!? И с какой, простите, стати должны эти брошенные дети содержать постаревших своих предков?

Ну, и многин вполне «благополучные « детки тоже сплошь и рядом ждут не дождутся, когда же «предки» уйдут из жизни: наследство их мучает…

Отцы и дети 21 века. И наборот: дети 21 века и их родители… Как обеспечить любовь (или хотя бы благодарную память) детей к своим родителям? Что сделать, дабы родительское святое чувство заботы и опеки о своих проржденных чадах не истлевало, не превращалось в атавизм?Недавно кто-то из общественных деятелей России высказал мысль: надо узаконить положение, чтобы совершеннолетние дети отчисляли пять-десять процентов от своей зарплаты на содержание родителей. Тогда, дескать, и родители больше детей рожать станут – и дети не забудут о своем долге по отношению к родителям…

У китайцев, государство и жизнь которых, так часто приводят нам в пример как образец для подражания, три четверти населения вообще пенсионного обеспечения от государства не имеет. Но там закон принят: дети обязаны содержать престарелых родителей. Обязаны… Но можно ли обязанностью заменить чувство родсьва, помощи, сострадания? Как—то сомневаюсь…

Повторюсь: не только и не столько на букве закона стоят   такие критерии человечности как совестивость, чувство благодарности, родительский и сыновний долг — и так далее. Законы некие, наверное, нужны. Но разве помогут даже хорошие законы когда душа человеческая оскудевает, черствеет, покрывается коркой мертвящего равнодушия и эгоизма?

А с нашими душами именно это, мне кажется, ныне и происходит…

Жан Миндубаев

Ульяновская область – Республика Татарстан