Со вчерашнего четверга наступило время, которое в народной традиции принято называть «коренной Масленицей». Во многих селах Ульяновской области в эти дни – с четверга по воскресенье – когда-то устраивались кулачные бои. Впрочем иногда «кулАчки» начинались еще за неделю до Прощеного воскресенья. К примеру, так делали в селе Урено-Карлинское Карсунского района.
Упомянутое поселение уникально в том смысле, что именно здесь масленичные драки просуществовали вплоть до середины 1980-х годов. Иными словами, многие местные жители вполне в состоянии не просто рассказать о данной традиции, но и детально вспомнить о том, как они сами принимали участие в этой «мужской потехе».

«Народу было – ужас!»
– У нас стенка на стенку дрались издавна – это мне еще старожилы говорили. Я и сам с раннего детства все это помню, – рассказывает Николай Воронков. Николай Михайлович

– пенсионер, житель Урено-Карлинского, почти всю жизнь проработавший токарем в совхозе и – одновременно – баянистом в местном Доме культуры. Мы встретились с ним накануне масленичной недели, чтобы, как говорится, повспоминать былое.

Поясним: «стенкой» называется шеренга бойцов, которые выстраиваются рядами друг против друга. Начиналась массовая драка в конкретном месте села.

– Вот где сейчас наша бывшая церковь стоит, там раньше клуб располагался. Возле клуба в выходные разворачивали большой базар – туда народ стекался со всех окружных сел. Вот оттуда и начинались бои. Дрались два дня – в воскресенье накануне масленичной недели и потом – в Прощеный день. Народу было – ужас! – уверяет наш собеседник.

Сначала стравливали собак
«Зачинались» кулачки в Урено-Карлинском с собачьих боев.

– Вот был такой дядя Леша Сачков, он большой любитель стравливать собак. У него – овчарки, и кто-то со стороны своего пса приводил. Начинали травить – чья собака победит. Ну, естественно, хозяева тоже переживают, подзадоривают, а иногда и сами начнут драться. Но тут без всякой злобы – это же все любительская драка, обычай такой, – улыбается Николай.

Дальше подключалась мегульза (т.е. мелюзга, подростки).

– Вот дети тоже могли драку разманить. Сойдется парочка школьников, ну, че там – пару раз стукнут, и тут уж большие подключаются.

Воронков вспоминает, как он, еще будучи школьником, сам поучаствовал в таком «разманивании»:

– Разбил я тогда себе правую руку в кровь, а мне в этот день как раз сочинение надо писать. Учитель подходит ко мне и спрашивает: «Ну, что, мол, Николай Михайлович (это он специально меня по отчеству величает), расшиб руку-то, как писать-то будешь?». А сам улыбается…

11-03-2016

Стенка на стенку
По традиции в боях взрослых принимали участие две большие партии: с одной стороны – парни из соседних Теньковки, Копышовки и Малого Уреня, а с другой стороны – представители сильного пола из Урено-Карлинского.

– Значит, встанут две стенки напротив друг друга – по два-три ряда в каждой. В ряду – человек десять, стоят на расстоянии вытянутой руки. От каждой стенки выходят те, кто разманивает. У нас вот любители разманивать были Колька Селезнев и Мишка Тарасичев. Они встанут напротив того, кто с другой партии выйдет, схлестнутся пару раз, и тут сзади давить начинают. Такое пойдет – что аж вся кровь бутырится!

У масленичной драки были свои правила. Если боец падал, то его никто уже не трогал: дерущиеся перескакивали через него и шли дальше. Били только руками и особым способом: удары как бы «накладывались» сверху или сбоку, при этом старались ударить именно по лицу. Ниже пояса, естественно, бить запрещалось.

– Конечно, били не так, чтобы убить, – это же все ради забавы. Никаких кистеней или там еще чего подобного – упаси Бог. Только кулаки, ну, может, кто в перчатках. Я сам большой был любитель этого дела. И нос мне ломали, и синяки ставили, и губы разбивали, но никогда не случалось чего-нибудь серьезного – травма большая или чтоб убили кого. Мы же все сельские, знаем друг друга, это все любительская драка.

Победившая сторона «гнала» проигравших, стараясь их вытеснить либо за магазин, располагавшийся на другом конце села, либо вообще за пределы поселения – за мост через местную речку. Нередко масленичная битва напоминала «волны» – то одна партия теснит, то другая берет верх. Многое здесь зависело от конкретных участников.

Силачи и драка «по любви»
– Были у нас настоящие силачи, которых все уважали. Вот, к примеру, дядя Степа Харитонов, он участник войны. С ним начнешь здороваться – ладонь не обхватишь, такая большая. И как бывало: нет, допустим, дяди Степы с нами. Деремся, значит, и нас начинают теснить. Тут Харитонов выходит, как пойдет – этого «лизнет» (т.е. ударит. – Ред.), другого «лизнет», и в нас дух подымается. Мы уже сами начинаем теснить. Это чудо, что один человек может изменить весь ход драки! Вот так волнами и ходит драка.

Помимо драки по принципу «стенка на стенку», существовали и бои «по любви».

– Это вот в любом месте села на Масленицу могло произойти – не только возле базара. Предложит тебе кто-нибудь: «Айда по любви, мол?» – все, встаешь с ним – и дерешься.

Наш собеседник поведал в связи с этим о таком случае: решили они как-то вместе с одним парнем из Копышовки сойтись «по любви».

– «Айда, дескать, Ванька!» – у него Рыжий кличка была. Он согласился. Я тогда с армии только пришел, подтянутый весь был. Пиджачок снимаю, встали напротив друг друга, я его подловил и сбоку ему припечатал. Он упал – и не дышит. Все сбежались, перепугались, но, слава Богу, он задышал. Ну, мы с ним пошли, бутылку «красного» купили, он мне говорит: «Ну, Колек, ты даешь!». Вот так-то «по любви» драться было.

Зрители
Полюбоваться на масленичные бои сходились почти все жители села – от мала до велика. Приходили не только «глаза продать», но и себя показать: женщины надевали новые шали, обменивались замечаниями насчет победителей и побежденных. Понятно, что особо удачливые и сильные парни имели успех у молодых представительниц слабого пола.

У зрителей-мужчин была своя важная задача.

– Там же когда стенка идет, давят не только сзади, но и те, кто смотрит, – с разных боков. Просто так не уйдешь: и давят, и подзадоривают: «Давай, мол, Колька! Давай-давай-давай!» – кричат, болеют за своих. Это ведь как котел: ух, что там творится! Если народу много, то одновременно мегульза свои бои где-нибудь сбоку устраивает. После Масленицы вся улица, словно асфальт, утоптана – вот как много народу сходилось!

Однажды Воронков рассказал о масленичных драках в Ульяновске работникам автозавода. Те удивились и приехали «целым автобусом» посмотреть на это зрелище.

После боя
Драка напоминала речные волны не только потому, что разные партии поочередно теснили друг друга. Дело в том, что бой периодически затихал – для того, чтобы участники могли отдохнуть. Иногда драка с перерывами шла до самого вечера.

– Когда дерешься – шапки слетали на землю. И вот бой окончится и начинают шапки подкидывать вверх: чья, мол? Найдешь свою и наденешь.

Часто подкидывание шапок означало финал драки. После участники и зрители расходились по домам – праздновать Масленицу и петь песни под гармони. Кстати, Николай в завершение беседы сыграл для нас и на «хромке», и на саратовской гармошке с колокольчиками. Сам он сочиняет стихи и мелодии, недавно у него даже вышел свой сборник песен.

«Так вот и заглохла традиция»
Местная милиция в 1960-1970-е годы терпимо относилась к традиции урено-карлинских мужиков. Однако в начале 1980-х стражи порядка решили-таки пресечь это дело.

– Приехал какой-то полковник из Ульяновска, с ними – милиционеры из Карсуна. Во время драки переписали всех участников, а затем прислали каждому штрафы. Кроме того, тут и молодежь из села начала уезжать – так вот постепенно и заглохла эта традиция, – подытоживает нашу беседу Николай Михайлович.

Заметим, что завтра, в субботу, 12 марта, наша исследовательская группа попытается провести в Урено-Карлинском интересный эксперимент. В село приедут молодые парни из Ульяновска (представители школы рукопашного боя «Буза»), которые под руководством жителей села попытаются реконструировать масленичные бои – ровно в том виде, в каком они бытовали ранее. Обещаем нашим читателям рассказать об этой реконструкции подробнее, в том числе – презентовать небольшую видеозарисовку по результатам упомянутого эксперимента.

Евгений Сафронов

Благодарю участников данного проекта, без помощи которых эта статья не могла бы быть написана, – Михаила Матлина, Андрея Цухлова, Илью Павлова и Павла Половова.