Добрый день, друзья!
Вот и настал этот знаменательный день – спустя почти год бодрых и задорных пинков моей замечательной подруги и моей главной помощницы Оли я-таки собралась и сделала репортаж про церковь, снимки которой незаслуженно покрылись огромным слоем пыли. С мая прошлого года я все лелеяла надежду переснять этот храм, так как фотографии мне показались серыми и скучными – небо не то и все такое. Но, как говорят, нечего на небо пенять… Церковь я обязательно пересниму для выставки и для своего успокоения, когда в наш регион загляет теплая и зеленая весна. А сейчас покажу вам эти залежавшиеся снимки. Итак, приехали мы в Церковь Петра и Павла в урочище Еделево Майнского района.



Яндекс карты сообщили мне, что урочище Еделево – это село, очертили его даже границами, аккуратно нарисовали крест посередине селения и проложил путь. В реальности асфальтированная дорога ведет только до Новых Маклаушей, доехав до которых, необходимо повернуть налево на грунтовую дорогу, пролегающую вдоль засеянных полей. Преодолев сложный путь, мы увидели невероятное зрелище! Петропавловская Церковь стоит на речке Руссалимка – вид такой, хоть за масло и кисть берись!

Поверхность берега Руссалимки вязкая, поэтому путешественникам не советую близко подъезжать на машине, лучше побегать на своих двух.

Границ очерченного Яндексом села я не заметила. Поразительно – сохранился только храм, который один стоит в чистом поле. Онако есть еще один признак присутствовавшей здесь некогда жизни – позади, справа от церкви на снимке вы можете увидеть синие очертания крестов и надгробий – от села остались церковь и кладбище.

К церкви можно подъехать по узкой грунтовой дорожке (или это был мостик?), но я не стала искушать судьбу. Потому что как только я въехала на дорогу – надо сказать, по краям она очень покатая – мною овладела паника, что машина сиюминутно скатится в пучину Руссалимки (кстати, ранее она называлась Иерусалимкой) и найдут меня там нескоро. Поэтому я поехала в объезд церкви.

Урочище Еделево было основано князем А.П. Еделевым. Его сын И.А. Еделев построил здесь в 1729-1737 годах деревянную церковь во имя престолов Петра и Павла. Эта же каменная красавица была выстроена вместо прежней деревянной церкви в 1895 году по проекту талантливого симбирского архитектора В.Л. Ивановского. Село было живо, пока здесь существовало товарищество колхозников. Однако спустя несколько десятилетий колхоз пришел в упадок, а село постепенно вымерло. Так и остались в поле церковь да погост.

Видите черные точки на кресте колокольни и основного купола? Это не покосившиеся кресты, это черные вороны сидят наблюдают.

Решив облегчить себе путь и избежать поездки через речку, я нарвалась на овраг, где речка превращается уже в маленький ручеек. Здесь утонуть было уже не так страшно, поэтому я мужественно преодолела и это препятствие.

Наконец, под строгим взором ворона мы добрались до церкви, которая представляла собой зрелище довольно величественное.

Кое-где сохранились кованые решетки на окнах, в то время как дверные проемы гостеприимно были открыты.

В целом, церковь изобильно декорирована мелкими деталями – кресты, узоры по радиусу колокольни, арки окон.

Безмятежный ворон и не думает покидать излюбленное место.

Снаружи церковь выглядит величественно, возвышаясь посреди ровного поля. Посмотрим, как она выглядит внутри.

Ну здравствуйте, Афанасьев Петр Владимирович, Иван, Вирьялов и другие православные паломники, здесь побывавшие.

Большая часть поверхности стен оголена – виден красный кирпич вместо когда-то украшавших их росписей.

В небольшой нише в стене посетители организовали иконостас.

Видимо, горевшая свеча, неосторожно установленная среди икон, сожгла часть ликов святых.

Пол храма покрыт ямами. Где-то он, возможно, со временем стал обваливаться, но ямам может быть и другое объяснение – говорят, что в храме были зарыты сокровища и приезжие несколько десятилетий копали на территории храма. По легендам мистических очевидцев, Петропавловская Церквоь вообще считается “аномальной” зоной. Лично я, к сожалению, никакой аномальности не заметила.

Фресок внутри церкви вообще не сохранилось – лишь шелуха синей краски на стенах.

Но некотрые декоративные элементы можно увидеть на линиях арок.

А этот кадр сделан со стороны кладбища, которое, как и церковь, “пережило” село. Кладбище старое, кресты, как полагается, деревянные. Вот только странно, деревянные кресты сохранились, а от села в округе нет и ни бревнышка. Аномальная зона?