Виктория Чернышева
Жителям Ульяновской области разрешат устраивать внезапные проверки общепита и магазинов.
В Ульяновской области появятся свои “Ревизорро” и “Магазинно”: предложение создать аналоги популярных телепередач губернатор Сергей Морозов высказал на последнем заседании региональной комиссии по продовольственной безопасности. Внезапные проверки, которые планируется проводить в торговых точках, школьных столовых, заведениях общепита, будут снимать на видео, а затем выкладывать ролики в сеть.

Эту инициативу ульяновцы восприняли неоднозначно. В соцсетях появились гневные записи, суть которых сводилась к “руки прочь от бизнеса”. По мнению предпринимателей, такой проект может стать “орудием в борьбе с конкурентами и породить коррупцию – к сожалению, у нас всегда так”.

– Главная цель проекта – сделать так, чтобы бизнес “зашевелился”. Никакого злого умысла нет – никого не планируется зажимать, принуждать к чему-то. Есть задача посмотреть, что есть, и помочь сделать лучше, – пояснил первый зампред правительства региона Александр Чепухин. – Было бы хорошо, если проверяющие обратят особое внимание не только на магазины, но еще и на качество питания в школах, детсадах, больницах, где у потребителя нет выбора, как в магазинах. Тем более, питание организовано за бюджетный счет.

“Главным” по проверкам назначили члена комиссии по продбезопасности, председателя одной из общественных организаций Сергея Гулькина, который в прошлом году “подпортил” жизнь ряду ульяновских сетей. Активисты решили проверить, соблюдается ли запрет на торговлю спиртным для несовершеннолетних, и подослали в супермаркет бородатого 17-летнего парня. Алкоголь ему продали, магазин оштрафовали, сети на время приостановили торговлю горячительным. После этого случая продавцы начали требовать при продаже спиртного документы у всех покупателей, даже если внешне им явно перевалило за 40.

– Мы пропишем для себя план внезапных проверок, за основу возьмем жалобы ульяновцев на некачественный товар, фальсификаты и прочие нарушения. Будем проверять и школьные столовые, и торговые объекты, и рестораны. С нами точно никто не договорится, – пояснил Гулькин.

Креативные ролики а-ля “Ревизорро” и “Магазинно” планируется выкладывать на YouTube, в соцсети, либо на специально созданный портал, где будут аккумулированы результаты всех проверок, а также выложены нормативные документы. Сергей Гулькин уверен, что такая подача информации о проверках будет эффективной. Итогом проверок, по словам Чепухина, станут “встречи с нерадивыми бизнесменами, чтобы показать им, как нужно работать лучше”.

– Никакого давления не будет, “наказывальщиков” и без нас много, – поясняет первый зампредседателя правительства.

Возможно, на уровне региона придумают специальную наклейку, как в телепередаче, означающую, что объект предоставляет услуги качественно.

Идея внезапных проверок предприятий общепита пришлась не по душе руководителю Ассоциации рестораторов Ульяновской области Марине Никитиной:

– На кухню в рестораны я их не пущу! Для этого существуют надзорные органы. У меня уже есть горький опыт, когда общественные проверки заканчивались шантажом: до сих пор поступают непонятные письма от региональных компаний с требованием выкупить пакет документов, иначе они будут жаловаться. Я с уважением отношусь к качеству, но пусть гости сами решают, ходить или нет им в тот или иной ресторан.

По мнению Никитиной, участники съемочной группы разрекламированного “Ревизорро” нарушают закон: проходить на кухню, открывать холодильники, появляться в служебных помещениях журналисты права не имеют: “Их боятся, а потому пускают”.

Комментарий
Галина Соломко, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Ульяновской области:

– Подобные общественные проверки законом не запрещены. Потребитель – один или в составе группы – может проверить качество товара, посмотреть на его выкладку, соблюдение условий хранения, соответствуют ли ценники, маркировка, качество и так далее. Продавец обязан предоставить сопроводительную информацию о товаре – сертификат или декларацию соответствия и так далее. Обнаруженные нарушения можно предъявить продавцу в претензионном порядке или обратиться в контролирующий орган. То же касается и кафе и ресторанов – потребитель может провести свою проверку. Это касается любого объекта, где человек оплачивает потребленную услугу. Но все – в рамках закона и исключительно для личных целей.