В этом году в Ульяновской области должны принять новую территориальную схему обращения с отходами, которая будет рассчитана на реализацию до 2020 года. Соответствующий проект системы по сбору, вывозу, переработке и утилизации всех видов бытового и торгового мусора уже разработан специалистами в рамках реализации «Пятилетки благоустройства». Как пояснили на официальном ресурсе регионального правительства, новая территориальная схема обращения с отходами включит в себя информацию о местоположении источников отходов, их количестве и видах, данные о местах скопления и транспортировки ТКО до места утилизации. В нее включены уже существующие в Ульяновской области 12 мест по утилизации твердо-бытовых отходов. В данной схеме попытались выработать оптимальную логистику, систему доставки, определить тарифы для услуги вывоза твердых коммунальных отходов. Напомним, что с этого года в компетенцию регионов передали разработку и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, формирование и реализацию программы в данном сегменте, утверждение инвестиционных и производственных программ операторов по обращению с отходами, организацию сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживанию и захоронению, а также регулирование деятельности операторов. |
|
|
Аноним
Почему только ТБО ? А ЖБО? почему речи нет о промыщленных отходах производств 1-4 класса опасности , которые реально опасны для здоровья и жизни людей , негативно воздействуют на окружающую среду.
Урдин Данил
Для понимания вопроса хочу поделиться аналитической справкой на имя Губернатора:
В целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья принят Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Указанным законом вносится значительные изменения в законодательство об отходах производства и потребления. В частности, с 1 января 2016 года вступают в действие нормы, касающиеся перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обращения с отходами; введения института регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, вводятся новые требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; к обращению с отходами І – V классов опасности и др.
В субъектах Российской Федерации идет процесс по приведению норм регионального законодательства в соответствие с нормами Федерального закона № 458-ФЗ.
С целью обеспечения своевременной реализации полномочий Ульяновской области, не требующих принятия нормативных правовых актов на федеральном уровне, Губернатором – Председателем Правительства Ульяновской области утверждены поручения от 23.04.2015 № 265-ПЧ, в котором в пределах компетенции субъекта, даны поручения по выполнению мероприятий, направленных на исполнение Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ, в том числе разработка региональных нормативных правовых актов.
– Разработаны предложения в государственную программу области в части включения мероприятий по обращению с отходами, в том числе коммунальными отходами;
– Территориальная схема Ульяновской области по обращению с отходами, в том числе твёрдыми коммунальными отходами – разработана, не утверждена Правительством региона в связи отсутствием нормативно-правового акта Правительства РФ: проект «О требованиях к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами»;
– Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области и Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – утверждены постановлениями Правительства Ульяновской области № 544-П от 26.10.2015 и №21/491-П от 05.10.2015;
– Закон Ульяновской области «Об организации деятельности в области обращения с отходами».
В рамках межведомственного совещания отрасли по обращению с отходами, проходившего 22.12.2015 на базе Аналитического центра при Правительстве РФ, обсуждались перспективы реализации норм Федерального закона № 458-ФЗ, которые требует принятия на федеральном уровне 30 подзаконных актов (перечень нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона № 458-ФЗ, установлен Протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г.Хлопонина от 9 апреля 2015 года № АХ-П9-24пр).
В настоящее время большинство нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию положений данного закона, не утверждено, что является препятствием для своевременной реализации Правительством Ульяновской области норм Федерального закона № 458-ФЗ в части новых полномочий региона в сфере обращения с отходами. В первую очередь это относится к:
правилам обращения с твердыми коммунальными отходами;
правилам коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов;
основам ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
правилам регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
порядку проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
порядку разработки и утверждения территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (принято и вступило в силу 21 марта 2016 года) и др.
Федеральным законом № 458-ФЗ предусмотрена обязанность производителей, импортеров товаров самостоятельно или посредством уплаты экологического сбора обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров. Средства экологического сбора в установленном порядке могут быть направлены на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами; покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов; подготовку проектной документации на строительство объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов и др.
В тоже время в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (протокол совещания от 1 июня 2015 года № ДМ-П13-48пр) федеральным органам исполнительной власти дано поручение подготовить проекты нормативных правовых актов о введении до 1 января 2019 года моратория в отношении неналоговых платежей предпринимателей и организаций, в том числе об установлении норматива утилизации для всех категорий товаров в размере 0%, за исключением аккумуляторных батарей, шин, бумаги, ламп накаливания, а также групп товаров, по которым уже осуществляется утилизация.
В результате введения моратория субъекты Российской Федерации лишаются одного из источников финансирования модернизации отрасли по обращению с отходами.
С 1 января 2016 года обязанность по организации деятельности в области обращения с отходами в полном объеме ложится на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления сводятся к участию в организации данной деятельности. С точки зрения разграничения полномочий термин «участие» не позволяет определить функции и действия, которые должны осуществлять органы местного самоуправления. Отсутствие определения термина «участие» в Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может создать сложности в понимании законодательных норм и привести к расхождениям в их толковании при правоприменении.
Далее, Федеральным законом № 458-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым в него дополняется глава V1. «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами», вступающим в силу с 1 января 2016 года. Нормы данной главы полностью меняют подходы к тарифному регулированию в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
С указанного момента утрачивает силу Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и, следовательно, утратят силу и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные правовые акты.
С 1 января 2016 года (в соответствии со статьей 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ) регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:
единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.
Также для населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года.
В связи с вышеизложенным, особую актуальность приобретает вопрос принятия в течение 2016 года нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (в первую очередь это относится к основам ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и правилам регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами), в соответствии с которыми будет осуществляться тарифное регулирование в указанной сфере.
В соответствие с пунктом 5 статьи 23 Федерального закона № 458-ФЗ утверждение территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами и наделение юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами должны быть осуществлены не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем.
Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области 15 декабря 2015 года разработана «Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, и схемы размещения полигонов твердых коммунальных отходов». После утверждения Правительством Российской Федерации проекта нормативного правового акта «О требованиях к составу и содержанию территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами», разрабатываемого Минприроды России совместно с Минстрой России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, Фас России и ФТС России, Минприроды Ульяновской области предоставит Правительству Ульяновской области на утверждение «Территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами Ульяновской области». Данная процкедура уже начата – Схема направлена
на согласование с Росприроднадзором.
Предложения:
В блоке «Твердые коммунальные отходы» общий объем твердых коммунальных отходов, образуемых в Ульяновской области, составляет 3,5 млн. м3 или 546 тысяч тонн в год (38 % от общей массы отходов).
В 2016 году провести конкурсные торги по определению регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Ульяновской области на срок от 10 лет и более, который в соответствии с утвержденной инвестиционной программой и государственным контрактом будет развивать инфраструктуру обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе переработки этих отходов;
В блоке «Промышленные и строительные отходы» общий объем отходов по данным отчетов 2-ТП отходы (Росприроднадзор и Росстат) – 892 тысяч тонн в год или 62 % от общей массы отходов, образуемых в Ульяновской области. Предлагается в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды Ульяновской области», в соответствии с территориальной схемой по обращению с отходами, сформировать инвестиционные площадки по переработке промышленных и строительных отходов, используя наилучшие существующие технологии и опираясь на опыт и разработки современных ученых в этой отрасли, в том числе биотехнологии – (EG:Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, Ульяновский нанотехнический центр);
промышленные технологии переработки отходов – Mitsubishi Heavy Industries Environmental & Chemical Engineering Co., Ltd (Компания MHIEC),
Для сведения:
Компания MHIEC в 3 октября 2015 года презентовала проект строительства современного мусоросжигательного завода в Бурятии. Строительство оценивается в 9 млрд. руб., в том числе 3 млрд. рублей в виде безвозмездной и безвозвратной субсидии готова предоставить японская сторона. Остальные средства – частно-государственное партнерство и региональный и федеральный бюджеты, где регион намерен получить часть средств за счет участия в госпрограммах по линии Минприроды, Минстроя и Минэнерго.
Завод будет включать в себя комплекс сортировки с последующей переработкой отходов и сжиганием остатков. В основе работы завода — технология газификации и плавления, при которой отходы разлагаются до получения горючего газа. На захоронение в виде золы идет только 5% всех отходов. Аналог завода, предлагаемого Бурятии, находится на острове Хоккайдо, в семи километрах от крупного национального природного парка, и соответствует всем современным экологическим требованиям.
Проект предусматривает, что в процессе переработки завод будет производить электрическую энергию объемом 10 МВт, а продукты переработки отходов могут дать точки роста для малого и среднего бизнеса по переработке полимеров, черных металлов, стекла с получением товарной продукции на сумму до 600 млн руб. в год. Кроме того, тепловая энергия позволяет получить дополнительные доходы от деятельности комплекса в размере более 500 млн руб. в год.