Ульяновцы узнают и увидят, как в советское время убирали ненужных людей с фотографий. В Ленинском мемориале в рамках выставочного проекта английского фотографа и коллекционера Дэвида Кинга совместно с Государственным музеем истории ГУЛАГа открылась выставка “Комиссар исчезает”.

Дэвид Кинг, известный английский коллекционер, фотограф и дизайнер. С 1970-х годов он собирает фотографии, полиграфию, периодику и книги советской эпохи и ищет следы деятелей, пропавших с опубликованных в сталинской России фотоснимков. Проект “Комиссар исчезает” был создан Кингом в 1999 году на материале собственной коллекции. Она экспонировалась в ведущих музеях в Вене, Милане, Берлине, Будапеште, Вашингтоне и приобрела мировую известность.

На выставке “Комиссар исчезает. Фальсификация фотографий в сталинскую эпоху” представлено более 150 изображений, охватывающих период от начала до середины XX века. История Советской России рассказана через призму фотографий и их позднейших искаженных и отретушированных копий. Двойная реальность сталинской эпохи как нельзя лучше отразилась в желании задним числом изменить запечатленное прошлое. Иногда оно выглядело слишком неприглядно, и его требовалось выправить и подчистить для парадной подачи. В других случаях в кадре оказывались лица, переведенные из ряда героев в списки врагов. Для официальных публикаций неугодных персонажей отрезали от общей группы, скрывали ретушью и фотомонтажом. Такому изощренному государственному элиминированию вторили более простые действия рядовых советских граждан: от страха быть обвиненными в измене они вырезали и замарывали на фотографиях из своих личных архивов лица людей, вычеркнутых из официальной истории. Маршрут выставки выстроен хронологически: от первых десятилетий Советской республики к периоду сталинских репрессий.

Дэвид Кинг долго не был уверен, покажут ли когда-нибудь его коллекцию в России. И все-таки в 2012 году это стало возможным благодаря Государственному музею истории ГУЛАГа. Сотрудница экспозиционного отдела музея Мария Плынская приехала в Ульяновск и приняла участие в открытии выставки. Она отметила важность борьбы с любой фальсификацией истории и поблагодарила музей– мемориал В.И. Ленина за сотрудничество, а также заметила, что выставка будет интересна людям любого возраста.

Ученый секретарь Ленинского мемориала Валерий Перфилов провел для пришедших на открытие экскурсию и рассказал об истории каждой фотографии. Так мы узнали, что знаменитая узкая фотография Ленина и Горького отретуширована после вырезки из группового фото делегатов Второго Всемирного конгресса Коммунистического интернационала, где помимо Ленина и Горького стоят еще 20 человек.

Один из самых известных примеров “исчезновения” людей с фотокарточек – фотография Сталина с бурятской девочкой Гелей Маркизовой, широко использовавшаяся в СССР как символ благодарности “за счастливое детство”. На оригинальной фотографии рядом со Сталиным и девочкой стоит Михей Ербанов – в 1923-1937 гг. руководитель Бурят-Монгольской республики. В 1937 году его признали врагом народа, а в 1938 расстреляли. После этого Ербанов бесследно исчез со всех копий фотографии.

Иногда люди не просто пропадали со снимков, их изображения заменялись различными предметами. Так, на фотографии, сделанной во время шахматного матча Ленина и Богданова, фигуру Владимира Базарова, после революции вставшего на позиции меньшевизма, заменила неизвестно откуда взявшаяся колонна.

Впрочем, люди не только пропадали с фотографий, а иногда и появлялись там, где их не было, притом в большом количестве. В 1920 году Ленин был запечатлен во время выступления на Дворцовой площади в Петрограде. Через несколько лет, уже после смерти вождя, фото было опубликовано в журнале “Красная Нива”. Редакторы решили акцентировать внимание на популярности Ленина и “прилепили” совсем другую толпу – в разы больше.

Среди тех, кому приходилось исправлять свои первоначальные работы, были известные фотографы и художники. Например, на картине Владимира Серова “Ленин провозглашает власть Советов на II съезде Советов” за спиной Ленина изначально находились Сталин, Дзержинский и Свердлов. Но в 1962 году, после развенчания культа личности, по требованию Хрущева художник перерисовал картину и заменил соратников Ленина на революционных рабочих. Свои работы корректировали не только правоверные коммунисты, но и такие авангардные персонажи, как фотограф Александр Родченко – ради переиздания собственного альбома “Десять лет Узбекистана” он зарисовал лица “врагов народа”, одним из которых был Исаак Зеленский, проходивший по тому же процессу, что и Николай Бухарин.

Удаляли и добавляли на фотографиях не только людей. На одной из первых сфальсифицированных фотографий, изображающей солдат на демонстрации в первые дни Февральской революции, в том же году вместо вывески магазина “Часы. Золото и серебро” появилась надпись “В борьбе обретешь ты право свое”, а вместо черного флага – белый с надписью “Долой монархию! Да здравствует республика!”

Помимо сложных операций с “зачисткой” людей, советские художники выполняли и более простые, например омолаживали Сталина, убирая с его лица рябь, и состаривали Маркса в сравнении с Энгельсом, ведь кто старше, тот и мудрее.

Выставка продлится до 10 апреля. В этом же году ожидается приезд в Ульяновск другой выставки Дэвида Кинга, посвященной Льву Троцкому – “Троцкий. Комиссар возвращается”.

Евгений НИКОЛАЕВ