Грандиозная музыкальная фреска прозвучала в исполнении Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» (УГАСО) под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Олега Зверева, Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы им. С.Г.Эйдинова и солистов Московского музыкального театра «Геликон-опера», лауреатов международных конкурсов Елены Михайленко и Ирины Рейнард, солиста московского театра «Новая опера» им. Е.В.Колобова Дмитрия Пьянова и солиста Большого театра России заслуженного артиста РФ Михаила Гужова.
Это произведение, посвященное годовщине памяти поэта Алессандро Мандзони, впервые было исполнено в 1874 году в Миланском соборе св. Марка под управлением самого Верди. Итальянский оперный композитор остался верен себе и наделил жанр традиционной католической заупокойной мессы романтическими переживаниями, лирикой и мелодизмом. Ансамбли солистов – созерцательные или контрастные, построенные на противопоставлении света и тьмы, трагические или просветленные, мощные хоровые сцены Страшного Суда, полные смятения, ужаса и мольбы, или созидательные и ликующие наполняют «Реквием» яркими выразительными образами. Эффектный, монументальный «Реквием» Верди уже более 150 лет заставляет спорить критиков и музыковедов и остается величайшим произведением ораториального жанра.
По словам художественного руководителя и главного дирижера Ульяновского симфонического оркестра Олега Зверева, гений Верди позволил ему выйти за жанровые рамки и сочинить то, что стоит вне церковной и вне светской музыки. «Это она из величайших вершин, что создало человечество. Величайшие мелодии, большие чувства и эмоции, хотя и в рамках католической мессы. Гениальность Верди еще и в том, что он превзошел все эти барьеры», – считает Олег Зверев.
«Реквием» Верди – это красота, – соглашается с маэстро артист Большого театра Михаил Гужов (он исполнил басовую партию). – Но помимо красоты, здесь идет сложное переплетение образов. Разные голоса дают свои оттенки и образы: сопрано дает лирику, я (бас) – драму. В этих сложных технических нотных переплетениях важно собрать все в единый смысл, а смысл реквиема – восхождение души к Богу».
Успех «Реквиема» на фестивале в Ульяновске обеспечил и высокий профессионализм исполнителей. Солисты – лауреаты международных конкурсов, артисты ведущих театров столицы, активно ведущие концертную деятельность. Ульяновский симфонический оркестр «Губернаторский» входит в число лучших региональных симфонических оркестров России. Неоднократно гастролировал в странах Европы, а также в Японии, Южной Корее и Китае. УГАСО сотрудничает со многими выдающимися российскими и зарубежными музыкантами, в том числе, и с Магнитогорской хоровой капеллой, с которой его связывают давние творческие связи.
Ульяновской публике магнитогорцы знакомы по концертам, посвященным 75-летию Победы, а также недавнему исполнению кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский». В репертуаре капеллы более двух тысяч произведений русской и зарубежной классики. «Реквием» Дж.Верди коллектив исполнял много раз с другими оркестрами и дирижерами, поэтому партитура произведения вокалистам очень хорошо знакома.
Как отметила художественный руководитель Магнитогорской капеллы, заслуженный деятель искусств РФ Надежда Иванова, хору нравится работать с ульяновским оркестром. «Мы пели почти со всеми филармоническими оркестрами России, с самыми знаменитыми и титулованными. Но Ульяновский симфонический оркестр нам как родной, вызывает какие-то очень приятные, теплые чувства… Люди очень профессионально относятся к делу, и программы интересные. Мои певцы оценивают его очень высоко. Могу только самые положительные отзывы сказать о вашем оркестре», – продолжила Надежда Павловна.
Исполнение «Реквиема» происходило в полумраке (луч света был направлен на солистов и хор, на пультах музыкантов горели фонарики), будто бы для того, чтобы «ни что не отвлекало от суетных мыслей». Визуализацию музыкальных образов усиливала трансляция подобранных по теме картин и художественных фотографий.
«Это произведение еще раз напоминает нам о том, что жизнь человека быстротечна и непредсказуема. Во время концерта были моменты, когда мне становилось немного страшно от разыгранных сцен страшного суда, – написал в соцсетях зритель Николай Квасов. – Остаётся только удивляться, как произведению, которому уже столько лет, удалось вызвать страх у молодого человека, который воспитан в современном обществе и информационном пространстве. Вот такова оказалась сила таланта композитора Джузеппе Фортунино Франческо Верди».
«Всё произведение я слушала напряжённо и даже с тревогой. Голоса солистов проникали в самое сердце, затрагивая самые потайные уголки души. Мне было немного страшно от столь внушительной музыки оркестра… Божественная красота звуков вызывала дрожь по телу… Произведение Верди показалось мне таким масштабным, что перед ним я почувствовала себя маленькой и уязвимой. Изображения, сменяющиеся на заднем плане сцены, помогали ещё больше проникнуться атмосферой того времени, то угнетая обстановку – бросая вниз, то вознося до небес», – из отзыва другой посетительницы концерта, Э.Зямаловой.

filarmon1953

filarmon1954

filarmon1955

filarmon1956

filarmon1966

filarmon1968

filarmon1969

filarmon1970

filarmon1973

filarmon1979

filarmon1981

filarmon1986

filarmon1987