18 марта в Ульяновске в киноцентре «Луна» прошёл региональный форум партии «Единая Россия» «ЖКХ – новое качество». Более 300 жителей города поделились положительными примерами управления своими домами, а также новыми идеями, как можно повысить качество проживания в многоквартирных домах и снизить суммы оплаты коммунальных услуг в своих платёжках.

В сфере ЖКХ в последнее время происходит очень много изменений, в том числе на законодательном уровне. Разобраться во всём этом непросто. Поэтому на форуме «ЖКХ – новое качество» собрались представители большинства ульяновских СМИ, чтобы донести вынесенные для обсуждения темы до горожан. Поскольку форум проходил на трёх тематических площадках, коллеги журналисты разбились на группы по интересам, и каждый разбирался в своём направлении. Газету «Сити» более заинтересовал круглый стол, на котором обсуждалась злободневная проблема платы за ОДН, а также тесно связанные с ЖКХ вопросы повышения правовой грамотности населения.

ОДН можно свести к нулю

В ситуации с ОДН наблюдается большое количество споров и разногласий. По поводу платы продолжаются судебные разбирательства. В то же время в Ульяновске есть примеры многоквартирных домов, жителей которых эти непонятки совершенно не волнуют, потому что показания ОДН у них в квитанциях стремятся к нулю, нулевые или вообще отрицательные! Однако для начала следует разъяснить, что же такое ОДН. Дело в том, что по смыслу это название не совсем правильное.

– Например, лампочка не лестничной площадке, ведро воды для мытья подъезда, сезонная промывка системы отопления – это действительно общедомовые нужды, – пояснил Сергей Носков, замминистра строительства, ЖКХ и транспорта области. – А всё остальное – это не ОДН. Это определённый объём потраченных ресурсов, это та разница показаний между общедомовым прибором учёта и суммой показаний приборов собственников, которая, в основном,появляется из-за отдельных граждан, которые не желают платить за реально потреблённый объём услуг. Просто всё это законодательно назвали общим словом – ОДН. И придумали одну формулу для расчёта.

Как минимизировать плату за ОДН, на наглядных примерах показали сами ульяновцы. Так, Татьяна Зиновьева, старшая по дому Жигулёвская, 66, поделилась собственным опытом, как свести показания ОДН к цифрам со знаком минус:

Для начала мы устранили все протечки и выявили квартиры, которые не оборудованы счётчиками. Призвали к ответу жильцов тех квартир, где проживает больше человек, чем прописано. Например, по нормативу они платили за одного, а воду тратили втроём. А разницу за них раскидывали на весь дом. Надавили общественным мнением, подключили управляющую компанию – в итоге счётчики все установили. Следующим шагом была установка антимагнитных лент на приборы учёта, чтобы с помощью магнитов не занижали показания. Так мы добились того, что у нас в платёжках появились отрицательные показания по ОДН. Но главное, я считаю, это совместное снятие показаний. В один день УК снимает показания с общедомовых приборов учёта, мы ходим по квартирам и снимаем индивидуальные, я составляю общий реестр и отношу в РИЦ для начисления платы. Всё прозрачно.

Такими же простыми мерами можно минимизировать и плату за ОДН по электроэнергии, заменив обычные лампочки на светодиодные.

Также Татьяна Евгеньевна рассказала про уникальную практику установки в их доме постоячных приборов учёта. Когда, казалось бы, все вышеописанные меры против «утечки» ресурсов были приняты, ОДН всё равно продолжали начислять. Значит, кто-то продолжал утаивать расходы. Тогда вместе с УК были поставлены приборы учёта на отдельные стояки. Так и выявили, что в одной квартире несколько месяцев просто не работал счётчик. Когда хозяева счётчик заменили, цифра ОДН сразу снизилась.

Как отметил Илья Ножечкин, региональный руководитель проекта «Школа грамотного потребителя», постоячные приборы учёта ставятся избирательно, временно, не для начисления показаний, а для проверки, выявления утечек. Учитывать их показания для начисления платы сегодня незаконно. Существующая формула предписывает только учёт показаний по индивидуальным счётчикам и общедомовым. В связи с этим Илья Ножечкин предложил внести в резолюцию форума предложение: изменить существующую формулу так, чтобы начисления происходили именно постоячно – это будет более справедливо. Его поддержал Александр Козлов, директор федерального проекта «Школа грамотного потребителя», дополнив, что такие же общие приборы следует устанавливать и для учёта электроэнергии.

Но чтобы сделать передачу показаний приборов учёта более объективной, нужно полностью исключить человеческий фактор, то есть убрать соблазн вмешиваться в работу счётчиков. Ведь если есть возможность снизить свои расходы, люди обязательно это сделают. Поэтому Илья Ножечкин предложил включить в резолюцию форума ещё одну инициативу: перейти на приборы учёта с электронным дистанционным съёмом, и устанавливать такие приборы не только в новых домах, как предлагалось ранее, а постепенно заменить в старых. Александр Козлов добавил, что на федеральном уровне сейчас решается вопрос не только об обязательной установке дистанционных приборов учёта в строящихся домах, но и о выносе индивидуальных приборов учёта в места общего пользования. В этом случае жители уже не будут иметь возможности вмешиваться в работу приборов учёта, не возникнет проблем со сдачей показаний – управляющая и ресурсоснабжающая организации будут иметь к ним круглосуточный доступ.

Повышение правовой грамотности как метод воспитания «профессионального гражданина»

Именно благодаря правовому просвещению в вопросах ЖКХ ульяновцам удалось добиться таких успехов, которыми они делились с согражданами на форуме. Становиться «профессиональными гражданами» жителям города помогают партийные проекты «Школа грамотного потребителя» и «Управдом», которые активно поддерживаются как на региональном уровне губернатором Сергеем Морозовым, так и на уровне города главой Ульяновска Сергеем Панчиным.

О том, как «Школа грамотного потребителя» помогла изменить сознание жильцов их дома, рассказала Наталья Тамарова, председатель совета ТОС «Волга» по ул. Рябикова:

– Ещё совсем недавно у нас в ТОС наблюдались негативные,протестные настроения. Многие жители только возмущались по поводу коммунальных проблем, критиковали, жаловались и ничего не предлагали взамен – просто по причине безграмотности в вопросах ЖКХ. Тогда мы начали приглашать на наши собрания руководителя ШГП Илью Ножечкина и вместе с ним разъясняли людям, как можно решить возникшие проблемы. Так на территории нашего ТОС начала работать «Школа грамотного потребителя». Постепенно все члены ТОС стали посещать саму школу, которая проводится каждый третий четверг по адресу: ул. Камышинская, 42 А. На общих собраниях жители стали вносить конструктивные предложения по разрешению проблемных ситуаций – и негатив постепенно ушёл. К томе же наш ТОС проводит очень большую работу по сплочению жильцов, организуя трудовые праздники-субботники по благоустройству территории. После работы мы устраиваем совместные чаепития, общаемся и попутно обсуждаем важные вопросы. Таким объединением мы обязаны в первую очередь «Школе грамотного потребителя».

Повышать правовую грамотность ульяновцам призвано помочь и электронное приложение «Профессиональный гражданин», разработанное по инициативе губернатора Морозова совместно с Контакт-центром при главе города Ульяновска. По всей России только несколько подобных электронных систем для связи населения с властью, а в нашем случае ещё и с управляющими организациями. Сегодня каждый может бесплатно скачать это приложение в плей-маркете и направить свою заявку, которая сразу встаёт на контроль в Контакт-центре и автоматически попадает в ЖЭУ и УК. Сейчас эта опция уже работает, а вскоре приложение будет расширено. Кроме того, на форуме было заключено соглашение об информационном сотрудничестве между «Школой грамотного потребителя» и федеральным порталом ЖКХакер, где теперь размещается ульяновская страничка. Также необходимую информацию ульяновцы могут найти на федеральном сайте проектшгп.рф, где разработана азбука для потребителя услуг ЖКХ, которая простым доступным языком раскрывает основные темы.

Директор федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов высоко оценил работу ульяновской ШГП, отметив, что она входит в десятку лучших по стране в вопросах правового просвещения жителей:

– А сегодняшнее мероприятие – хорошая площадка, где жители не только имели возможность высказать свои проблемы, но самое главное – обменяться положительным опытом в их разрешении, – подытожил Александр Михайлович.

– Правовое просвещение и решение проблем ЖКХ тесно взаимосвязаны, и сегодняшний форум это ещё раз доказал, – сказал в заключение Илья Ножечкин. – Благодаря участию федеральных экспертов, надеемся, итоги нашего ульяновского форума попадут в общий свод предложений и будут услышаны на федеральном уровне.