Чуть меньше года назад в Ульяновске с большим успехом прошел концерт Игоря Растеряева. Ребята-организаторы (из Пензы), воодушевленные успехом, решили повторить уже с новыми песнями. 31-го марта концерт, приходите. Ну а я (ниже) вспомню наше видеоинтервью от прошлой весны и текст, в котором попытался разобрать его творчество. И еще раз приглашу на концерт

Вчера достаточно много общались с Игорем вживую, в том числе за рамками эфира. Поначалу показалось: ну совсем простой. Потом вдруг, в ходе интервью, начали проступать цитаты из непотасканых писателей. И выясняется, что Игорь, вообще то, и родом из Питера. При том, что отец – наследник рода донских казаков (и именно там “Я поставил на Родине крест – Пусть стоит здесь, как наваждение, Как финальный аккорд этих мест, Как пародия возрождения”), мать – из старой питерской интеллигентской семьи. То есть его Россия – это Россия, воссоздаваемая из самой себя заново. Его Раковка – это то, что для меня, например, Шиловка. Так что рифмуем мы их совершенно оправданно. И эта Россия – страна возвращения ценностей, страна второго начала. Посмотрите запись, например, фрагмент о георгиевской ленточке. Он говорит, что вообще никогда ее на себя не одевал. Не потому что не ценит. А потому что знает, что когда-то носить ее мог только человек что-то сделавший для страны, участвовавший в боях за нее. А сейчас он считает, что просто пока не достоин. Это – не Россия “оле оле оле!”, пьяной шпаны с флагами и гудками. Это Россия нового начала. Нового осознания смыслов. На самом-то деле создания (акцентирую) смыслов.
Не подумайте что корысть: организаторы не мы. Честно взяли своих десять билетов за поддержку. Но искренне приглашаю на концерт. Это голос из будущего. Того, которое сегодня и не то чтобы еще есть. Но которое будет.

[polyvizor v=”8bhJmjxG0l2″]

Пока Россия, раскрыв широко глаза, простите, лупит в московский телевизор, постепенно утрачивая “веру” и в Аллу Пугачеву, и в болтовню новостей и в светлое будущее. И начинает говорить сама. То на расстроенном баяне взорвет ютьюб волгоградско-ростовский парень, питерский актер Игорь Растеряев. То совершенно неожиданно станет бестселлером и «золотовалютным резервом русской литературы» пермский писатель Алексей Иванов. Или взломает региональную политсистему спорный, но честный Ройзман. Человек просто десяток лет делал свое общее дело борьбы с наркотой. И это уже не башкирская девочка Земфира, когда то взломавшая пугачевско-гомосексуальную эстраду. Это мужики. И это уже процесс. Легко быть мэйнстримом. Тяжело встать своими двумя ногами на свою землю и взять за нее ответственность.

«Эти парни не являются мечтой гламурных дур.
И пускай там пидарасы беснуются в Москве,
Но пока такие пацаны есть у нас в стране,
Знают пусть враги, все знают, сучка Кондолиза Райс:
Никогда отребье НАТОвское не возьмёте нас».

Сегодня хочется поговорить о Растеряеве.
Комбайнеры.
«Не снимают про них сериалов,
Ведь они не в формате каналов,
И не пишет про них интернет,
Их совсем вроде как бы и нет.»

В том числе речь идет о том, насколько сегодня интернет и сфера медиа это проводники чуждых России ценностей. Говорит в России интеллигенция. Народ гудит, урчит, бормочет и никак не проговорит внятно то, чего хочет. Так было всегда. Но в тяжелые времена, подойдя к самому краю, он говорит так, что остальное замолкает. Так было в Великую Октябрьскую, когда страна почти уже встала на столбовую дорогу мирового мэйнстрима, которую сегодня многие снова считают единственной. Наша другая. Мы смотрим на небо, а что там возникает под ногами пока мы к нему идем-вопрос десятый. Бывает что и на столбовую заведет и так разгонимся, что не догонишь. Но всерьез обращать на нее внимание опасно-можно потерять глазом главное. Так было и в 1612-м. Вышел из русского леса мужик Минин и навел порядок. Вот так просто. Сегодня движемся к похожему сценарию. Наверное, это и есть наш архетип Святогора. По пустякам не просыпается

«Веселей» – одна из программных вещей Игоря.

«Пусть там солнце ярче, зеленее трава
Я об этом думал и не раз, и не два
Но мне в родной степи гулять веселей!»

Как говорил Бродский, «те кто прожил жизнь в России должны сразу попадать в рай». Но что понимал Бродский. Жить в России и предполагает одновременное нахождение и в раю, и в аду. Россия – это не точка, Россия – это диапазон, Россия — мир, центр которого везде, а периферия — нигде». Причем и по горизонтали пространства и по вертикали глубины. Это хорошо понимает и поет в каждой песне герой Игоря. Поэтому:

«что вы говорите мне про родину ту
я и сам все знаю, только я не пойду»

«И еще не ясно, кто из нас за бортом
Да и то не важно, дело только лишь в том,
Что мне в родной степи дышать веселей!»

И закономерен переход: полнота предполагает полноту полную, как и кастанедовский ДонХуан, наш герой знает: смерть всегда живет с нами на расстоянии вытянутой руки. Его жизнь только рядом со смертью. Любое закрытие в агрессивно призывный мир комфорта, кредита и телевизора – это уже не жизнь человека, не жизнь русского человека. Низвести себя до мира физики средних измерений это никогда не выход, но всегда капитуляция до голой жизни, измеряемой по шкале безопасности и достатка. К тому что диктует нам рассудок. Герой Игоря – «опричь», «вопреки». Как пел Башлачев (от которого к Игорю можно провести прямую генеалогическую линию) «Бой с головой затевает еще один витязь, в упор не признавший своей головы…»

«Как вы не поймете, что вы как дураки
Здесь меня то били, то кормили с руки
Научился я любить вопреки
Все чего-то дрался я, искал, находил
А в итоге смысл оказался один
Мне в родной степи лежать веселей!»

«Русская дорога». Еще одна «идеологическая» песня. И тоже явно из самых основ нашей новой конституции. На этот раз-о фундаменте внешней политики.

Странно, но поэт понимает то, чего в упор не видит большинство аналитиков, спикеров и прочих людей, обладающих внятной артикулируемой речью. Мы почти окончательно проиграли в войне. Путинская передышка жирной нефти пока только отсрочила финал. Особенной надежды нет. Все интеграторы и доброхоты «цивилизации» – они хотят «интегрировать» нас из нашей цивилизации в свою. На нормальный язык переводите сами. И плюс минус друзья наши – только из таких же мировых маргиналов современности-наследников других великих цивилизаций (персы, китайцы, и отдельная схватка мирового жандарма идет с мусульманством). Наши цивилизованные друзья, к которым мы катаемся на поклон и платим свой туристический ясак, нисколько не готовят нам теплых мест рядом с собой. Их теплое место потому и теплое, что холоднее становится в других местах. Чтобы понять это нужно элементарное интеллектуальное усилие, к которому не способны, увы, большинство пользователей сети хомячок-формата.

«А наши, якобы, друзья засели за бугром
И смотрят как нас бьют, не отрывая глаз
И только длинные дороги полностью за нас»

«И бьют ещё сильней, вот-вот и порешат
Но лютые морозы к нам на выручку спешат»

Кто в курсе -прекрасно понимает: проиграть мы просто не можем. Просто мы не проиграем. Просто мы уже победили потому что правы. Нам просто интересно, до какого края еще можно дойти. Пока не дошли. Прежде чем станет лучше, станет еще и хуже. Но финал предсказуем:

Но есть время хорониться, а есть время наступать
И вскоре объявились мы во вражьих городках
И стали всё крушить вокруг, разбили в пух и прах

Порвали на куски, измолотили в хлам
И, добивая, объясняли стонущим врагам:
Запомните загадочный тактический приём –
Когда мы отступаем — это мы вперед идем!

Вместе с холодами и лесами, впереди Сусанин
Просто нам завещана от Бога Русская Дорога

Оговорюсь. В интернете как пространстве фундаментальной открытости много откровенного скудоумия. Которое норовит сложное трактовать буквально. Например, мой хулиганский, но искренний текст о Шиловке прочли как призыв к внутрирегиональному туризму и обвинили меня в том, что, мол, сам и заграницей бывает, а других в дыру зовет. Каждому свое. Каждый в своем мире живет. И когда выше поэт (и я в режиме рецензента) говорим о «войне» – речь с одной стороне о метафоре, но и о реальном. С какого то времени боевые действия переместились в основном в головы людей. Как предрекал еще Ницше: « в следующем веке самые страшные войны пойдут за философские учения». «Реальная» война сейчас лишь финальное воплощение процесса, который уже произошел вне «реального». Самые страшные войны – это войны за ценности. И только они идут до конца.

Продолжу.

Требующую глубокого изучения методику взаимодействия гнилой кочерыжки-Москвы и бормочущей России предлагает Игорь в песне «Ростов». Характерно, что эта технология уже была применена властью (саратовским Володиным) в достаточно проблемный момент президентских выборов (я про линию «Уралмаша», Поклонных и попытки “ОНФ”). И это был только первый опыт.

«По первому каналу показывают мне
Про то как гей-парады шагают по стране
Зачем-то подогнали милицию, ОМОН,
Зачем-то шум подняли про них со всех сторон.
А ведь всего-то надо на всю эту толпу
Направить восемь пацанов с Ростова-на-Дону.
Они как только явятся туда во всей красе
Мгновенно натуралами заделаются все!»

И делает важную реплику, на которой я, тоже не удержась, углублюсь. Есть философ (а какой настоящий философ сейчас не думает политикой) Эдуард Надточий (в ЖЖ под ником «фармазон»). Давно катапультировался в Европу, не потянул «думать телом» (политического) (Ницше). Лучший сегодня, наиболее глубокий. Он предрекает России, в ходе надвигающихся приключений, близкий распад, говорит о том, что мы-последняя империя, рудимент ушедшего тысячелетия… Возможно. Но смешны сценарии самостоятельности регионализмов: прорастает своим морозом и заповедностью Сибирь, прорастают битвой с чернотой казаки и Ростов, прорастает своей «горнозаводской цивилизацией»  Урал, евразийским перекрестком, дворянским «глазом бури», осмыслением к дальнейшей перезагрузке (действительно смешной, если читать пресс релизы мало чего понимающего кроме копеечной конъюнктуры правительства) величайшей в истории империи СССР – проступаем мы… Собираются пропившие глобус географы и собирают из осколков новый… И нисколько не против, но скорее презрительно поплевывая в гнилую гламуром и потреблятством (но отсосавшую все ресурсы) кочерыжку “масквы” (как ее называет помянутый Надточий). Второе начало: наш крах возможен только в парадигме той (не нашей) матрицы. Распад возможен только в парадигме «я»- а мы всеж в первую очередь и все равно и вопреки всему -«мы». Общее мы дело – как ни крути. Ну а пыль стечет и сбежит на кризисе по европам и пиндостанам. Кто наворовал будут греться, а просто продвинутые-официантами.

«Коль враг какой-то с юга напасть на нас готов,
Пусть будет осторожен, там ждет его Ростов!
Но я бы даже с севера бы нападать не стал:
Есть в каждом городе у нас ростовский филиал!»

«Казачью» песню даже цитировать не буду-экстремизм на экстремизме. А у наших силовиков настоящая бюрократическая паранойя по поводу проблем в межнациональных отношениях. Было дело, едва “свинтили” с уголовки за вот этот невинный стишок до того давно растиражированный федеральными издательствами стопкой изданий.

Обратите внимание: у ролика более 4 миллионов просмотров.

И, в завершение, пусть пока так:

Ермак

«Я стою у иссохшей реки:
Ни воды, ни лягушек, ни ряски.
Где народ, что рубил в две руки,
Взял Сибирь и дошел до Аляски?!

Где все те, кто в бескрайнем бою
До Китая Россию раздвинули?!
Почему я сегодня стою
Здесь один, без земли и без имени?!»

Но задача уже поставлена: о ней, главной, неназываемой задаче новой статьи российской Конституции говорится в песне «Звонарь».

«Нам сыграть суметь бы что-нибудь такое,
Чтобы нашим звоном всех объединить.
Чтоб стоять могла в бескрайнем русском поле колокольня как маяк,
Чтоб людские души плакали и пели, также как поет моя!»

Конечно, при добавлении новой идеологической статьи российской Конституции, творчество Игоря должно быть подвергнуто новому, более глубокому изучению и переработке профессионалов, но я должен констатировать главный посыл: импульс дан. Российская власть странна: но сильна по прежнему глубиной (проявляющейся в том числе в способности смеяться над собой) мощью своего народа. А он уже отстукивает вовсю ложками алеаторику симфонии российских регионализмов. Тело живо-выжило, жить ради чего есть – враг все ближе, а раны, как понадобится, заживут. Чай не впервой.

У России нет никаких границ -
У России есть только горизонт!

Ну а когда Игорь поет про свою вологодскую Раковку

-я просто заменяю в тексте на Шиловку) Россия легко и честно рифмуется. Поэтому мы не распадемся)