Елена Огнева

Фото: Елена Огнева / «Русская планета»

Фото: Елена Огнева / «Русская планета»

Основатель единственного в России клуба, где обучают бизнесу людей старше 50 лет — о том, как стать востребованным на пенсии.

С одной стороны, это самая обычная пенсионерка, которая переехала с мужем из городской квартиры в частный дом, разводит кур и коз, печет пироги, нянчит внуков и делает все, что положено среднестатистической бабушке. Однако, когда Любовь Левина узнала, что в 50 лет мозг человека начинает усыхать, то решила, что будет сопротивляться этому процессу сама и научит других. Она окончила президентский курс по работе в автономных некоммерческих организациях, семинар в Общественной палате РФ по социальному проектированию, ее «Клуб DELOвых STARух» вошел в альянс некоммерческих организаций Поволжья — организацию «Серебряный возраст», а «Компьютерный Букварь для ржавых чайников» занял первое место на IV Всероссийском конкурсе «Связь поколений» в номинации «Образовательные программы». В конце февраля в издательстве АСТ вышла книга «Мозг от всех болезней» в соавторстве с Мирзакаримом Норбековым. Мы сидим на кухне, пьем чай с земляничным вареньем и беседуем о бизнесе.

– Любовь Тимофеевна, трудно было осваивать компьютер?

– Это для меня не было откровением. Я 19 лет проработала инженером-системщиком на вычислительной технике. Тогда ЭВМ были размером с пятиэтажный дом с вот такими (разводит руками) дисководами. Потом я получила второе образование — режиссерское — и ушла в гимназию и в детскую школу искусств. Это был 1992 год, смена времен и социального строя. Оказалось, нет добротной промежуточной драматургической литературы для детей. Наша завуч, Людмила Костина, однажды мне пожаловалась, мол, не успеваем пройти Лермонтова. Мы стали делать литературные композиции, театрализованные представления. Так появилось методическое пособие «Играя, учимся жить». Это был еще и обучающий курс. Весь смысл в том, что дети ставят постановки и по ходу усваивают главную идею художественного произведения. Таким же образом мы поставили математический бал, сделали театрализованные уроки по экономике, географии, истории. Издали эту книжечку тиражом, кажется, в 50 экземпляров. Один до сих пор хранится в библиотеке института усовершенствования учителей.

– А как вы попали на курс «Бизнес-Молодость»?

– Увидела объявление и пошла. Еле приняли. Я у них экзотический персонаж. Там же для молодых, а я мучила их вопросами: что такое клик? Что такое вордстат? Мое незнание элементарных вещей мешало процессу преподавания. Пришлось учиться, домашние задания делать — сайты! Не сделаешь — выгонят. Так странно было: курсы платные, а выгнать могут. Да я и торговать-то не умею, мне это поперек горла, менталитет не тот. Велели нишу выбрать. А я как раз веники для бани вязала. У нас в семье у каждого свой веник, как зубная щетка. Внучка и говорит: «Баб, сделай сайт про веники!» Я завела сайт, думала, зачет сдам — закрою. Ниша провальная, больших денег не заработаешь. Первый год была в минусах. Потом встал выбор: заняться оптовыми продажами или сделать несколько сайтов, чтобы выгодно было. Я не захотела расширяться. Получается, ты уже не вяжешь веники, а переходишь на руководящую ступеньку: надо нанимать людей, следить за производством, вести бухгалтерию. А мне во всей этой истории нравился только сам процесс вязания веников. В общем, зачет я сдала, но тренеры поняли, что торговать меня не научишь, и вроде как в шутку сказали: «Любовь Тимофеевна, займитесь лучше каким-нибудь другим делом, устройте клуб для бабулек, например. Будете с ними чай с баранками пить». Я за эту идею ухватилась, так родился «Клуб DELOвых STARух». Чай с баранками пить стало некогда буквально через несколько месяцев. Клубов для пенсионеров полно всяких, но мы-то считаем себя деловыми старухами, пора бизнес делать. Ткнулась — а компьютер никто не знает. Пришлось учиться самой и учить людей. В любой книжный зайдешь, там полки ломятся от справочников. Я книг накупила, а ничего не поняла. Пришлось написать инструкцию-шпаргалку, как создавать текстовые документы. Принесла в клуб, бабушки стали списывать и ксерокопировать. Так и пришлось издать букварь отдельной книгой. Первый тираж был 100 экземпляров — на сколько денег хватило. Букварь в считанные дни разошелся. Себя, конечно, не окупил. Одному дай, другому подари, третьему продай за себестоимость. Теперь звонят со всей страны: «Здравствуйте! Я как раз тот самый ржавый чайник! Спасибо вам!» Это приятно.

Фото: Елена Огнева / «Русская планета»

– Что вас побудило начать набор взрослых учеников в школу искусств?

– Когда я узнала, что в 50 лет мозги начинают усыхать — в буквальном смысле, физически, для меня это было потрясением. Как только человек достигает своего психологического плато и остается не у дел, он мгновенно скатывается, а пока шевыряешься, что-то делаешь — живешь, прогрессируешь. Наша задача — продержаться на этой площадочке как можно дольше. Когда нечем заняться, люди гаснут. Я это очень хорошо заметила, когда мы получили квартиру в многоэтажном доме. В подъезде были люди с Нижней Террасы, чьи дома снесли. Им квартиры давали так: бабушке отдельную квартиру, детям — отдельную. Старики выйдут, на скамеечку сядут и сидят… Практически все за год поумирали. Сегодня многие ходят на фитнес, а фитнесом для мозгов никто не занимается. Так вот «Таблетка от склероза» представляет собой набор упражнений театральной педагогики с возрастной психологией. В «Клубе DELOвых STARух» три направления: общение, познание и волонтерство. 26 человек из нашего клуба писали заявление на участие в Олимпийских играх в Сочи, шесть прошли отбор, четыре съездили, двое были на двух олимпиадах — на олимпийских и параолимпийских играх. Очень много лет мы дружим с библиотекой для слепых, начитываем для них книги бесплатно. Еще придумали развлечение: в центре иппотерапии «Лучик» решили вдобавок сделать анималотерапию, построили «Зверушкино подворье» — несколько сарайчиков, загончиков. Там живут 10 куриц с петухом, козлята, кролики, еж Афонька. Многие дети в городе не видят таких животных. Моя задача — привозить бабушек и внуков, укреплять связь поколений. Дед что-то рубит-строгает, рядом внук подает стамеску-отвертку. Внучки со мной бегают по азимуту, придумывают, где «клад» зарыть. Многие старики дома без дела маются. Пусть лучше садятся на маршрутку и приезжают в «Лучик». Мы сейчас вынашиваем еще одну идею. Когда человек выходит на пенсию с закрытого предприятия, он даже не может к себе на бывшую работу в гости зайти. Его позовут раз в год на день пожилого человека да схоронить помогут. А хотелось бы, чтобы официально на территорию предприятия хотя бы раз в неделю человек мог прийти просто пообщаться, подсказать что-то молодому сотруднику. Когда мы были маленькими, у нас проходили встречи с ветеранами войны. Почему бы не устроить такую встречу? Женщины как-то более приспособлены к жизни. Они и с внуками, и по дому, и в огороде. А если мужчина внезапно вышел на пенсию, да еще с руководящей должности, это, считай, катастрофа.