Глава Ульяновской области Сергей Морозов — гость проекта ПАСМИ «Интервью с губернатором». Сергей Иванович рассказал Первому Антикоррупционному СМИ, какие профилактические мероприятия проводятся в органах государственной и муниципальной власти региона, какие условия для бизнеса создаются в регионе, а также привёл пример успешного государственно-частного партнёрства.

ПАСМИ: С какими основными проблемами Вы столкнулись в ходе реализации антикоррупционной политики и каких значимых успехов достигли?

Сергей Морозов: В Ульяновской области на протяжении многих лет ведется системная профилактическая работа по противодействию коррупции, разрабатываются и внедряются новые формы и методы борьбы с ней.

Профилактикой коррупции занимаются различные ведомства. Чтобы эти усилия были согласованными, в 2009 году мы создали единый координационный центр, контролирующий эту работу, учредили государственную должность  Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области. Мы стали единственным субъектом в Российской Федерации, где введена такая должность. А к созданию правовых основ профилактики коррупции Ульяновская область приступила еще до принятия соответствующих актов на федеральном уровне.

В 2007 году у нас разработана нормативная правовая база для реализации антикоррупционной деятельности. Создан профильный Координационный совет, за полтора года до принятия соответствующего федерального закона принят региональный закон «О противодействии коррупции в Ульяновской области». В 2008 году утверждена соответствующая областная целевая программа.

Последовательно внедрялись региональная, ведомственные и муниципальные целевые программы, совершенствовался и институт Уполномоченного по противодействию коррупции. С 1 января 2012 года Уполномоченный входит в состав Палаты справедливости, которая с 1 января 2014 года переформатирована в Палату справедливости и общественного контроля.

В 2014 году создан новый институт общественных представителей Уполномоченного по противодействию коррупции, который действует во всех муниципальных образованиях и в каждом населённом пункте Ульяновской области. Сегодня это более 470 человек. Подобной практики участия граждан в антикоррупционной работе нет не только в России, но и во всем мире.

Данную систему я считаю эффективной, потому что укрепляется доверие к Уполномоченному по противодействию коррупции. Сошлюсь на мнение прокуратуры, которая отмечает, что в Ульяновской области заметно снизилось число коррупционных факторов, выявляемых в содержании нормативно-правовых актов. Словом, наш антикоррупционный институт действует, хотя, безусловно, и требует дальнейшего совершенствования, как и любая сфера жизни.

За эти годы сформировалась и система мониторинга эффективности реализации областной, ведомственных и муниципальных целевых программ по противодействию коррупции. Внедрена и в 2014 году модернизирована рейтинговая система оценки антикоррупционной деятельности органов государственной и муниципальной власти. У нас появилась анимированная карта, на которой можно увидеть уровень коррупции в каждом муниципальном образовании, реализован проект «Антикоррупционная почта Ульяновской области». Также в регионе проводятся «Недели антикоррупционных инициатив», функционирует Молодёжный инициативный антикоррупционный центр, во всех вузах региона работают студенческие антикоррупционные комиссии. При Совете ректоров создана межвузовская комиссия по противодействию коррупции.

В апреле 2015 года между органами власти, представителями бизнес-сообщества и институтов гражданского общества подписан Общественный антикоррупционный договор. В сентябре того же года в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова создана кафедра правоохранительной антикоррупционной деятельности. При Палате справедливости и общественного контроля Ульяновской области создаётся базовая кафедра теории и практики антикоррупционной деятельности, ведётся работа по созданию виртуального музея коррупции.

Фото: kremlin.ru

В 2014-2015 годах основной акцент в реализации антикоррупционной политики в нашем регионе ставился на исполнении мероприятий, предусмотренных утвержденным Президентом России Владимиром Путиным Национальным планом противодействия коррупции на 2014-2015 годы.

В рамках его исполнения в Ульяновской области последовательно реализовывался передовой комплекс мер правового и организационного характера. Один из важнейших результатов  формирование в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» в структуре Правительства Ульяновской области отдельного антикоррупционного подразделения управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора.

Также в рамках исполнения этого Национального плана в Ульяновской области активизирована работа по антикоррупционному просвещению граждан и исполнению подведомственными органам государственной и муниципальной власти организациями требований статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», касающихся обязанности принимать профилактические меры.

Одним из главных достижений в реализации Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы стало то, что в Ульяновской области заработали эффективные механизмы, позволяющие жителям и представителям институтов гражданского общества принимать непосредственное участие в реализации антикоррупционной политики.

Одной из главных проблем Ульяновской области в этой сфере, как и для других регионов, является высокий уровень распространенности так называемой бытовой коррупции.

Именно поэтому работа органов государственной власти и других региональных институтов направлена не только на профилактику коррупции в государственном и муниципальном секторе управления, но в первую очередь на социальную сферу, где граждане чаще встречаются с этой проблемой. Как показало социологическое исследование, проведенное в октябре 2015 года, «лидирующие» позиции по распространенности бытовой коррупции сохраняют ГИБДД, медицина, высшие и средние специальные учебные заведения. Тем не менее работа, проводимая нами в последние два года совместно с правоохранительными органами и институтами гражданского общества, позволила снизить распространённость коррупционных проявлений в этих сферах. Об этом говорят результаты последнего социологического исследования. А согласно данным общественного фонда «ИНДЕМ», Ульяновская область вошла в число субъектов РФ с низким уровнем бытовой коррупции.

ПАСМИ: Как ведется информационная политика в области противодействия коррупции?

Сергей Морозов: В Ульяновской области утвержден План мероприятий по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы, во всех исполнительных органах государственной власти и муниципальных образованиях действуют «прямые линии». Серьезную помощь в их организации оказывают сотрудники органов районных прокуратур, представители Уполномоченного по противодействию коррупции в районах, сотрудники юридических служб администраций муниципальных образований.

На сайтах всех исполнительных органов государственной власти и администраций муниципальных образований созданы разделы по вопросам противодействия коррупции, где  люди могут сообщать об известных им фактах коррупции, в том числе на условиях анонимности.

Серьезную помощь в просветительской работе по профилактике коррупции нам оказывают средства массовой информации, которые публикуют ежемесячно до 90 материалов, посвящённых борьбе с коррупцией и антикоррупционной деятельности.

Большая часть материалов этой тематики посвящена работе общественных советов по противодействию коррупции, практикам антикоррупционного воспитания детей и молодёжи, также публикуются сообщения о пресечении коррупционных действий. К примеру, главный редактор газеты «Искра» Павловского района Ульяновской области сама является председателем общественного районного совета по противодействию коррупции, поэтому и на страницах возглавляемого ею издания эта тематика регулярно поднимается.

Кроме того, в Ульяновской области реализуется Комплексная программа развития правовой грамотности и правосознания граждан.

ПАСМИ: Какая ведется работа по взаимодействию органов власти с населением в регионе? Расскажите об успешных механизмах общественного контроля.

Сергей Морозов: С января 2014 года в Ульяновской области действует Палата справедливости и общественного контроля. В состав данного органа помимо Уполномоченного по противодействию коррупции входят Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по защите прав предпринимателей и Уполномоченный по правам ребёнка.

По сути, в Ульяновской области выстроена уникальная в своём роде система государственно-общественного контроля. Приступая к формированию системы государственно-общественного контроля, мы провели более 150 сходов граждан во всех муниципальных поселениях. Там были избраны общественные контролёры, которые направили по одному представителю в состав Палаты справедливости и общественного контроля своего муниципального образования. На сегодняшний день в реестре общественных контролёров Палаты справедливости и общественного контроля в Ульяновской области числится 441 человек.

0723030

Потом мы создали муниципальные Палаты справедливости и общественного контроля. Туда вошли представители трудовых коллективов, общественных объединений района, общественные представители Уполномоченных.

Параллельно с процессом формирования муниципальных Палат шла процедура создания Совета по вопросам общественного контроля Палаты справедливости и общественного контроля в Ульяновской области, который решает важнейшие задачи: способствует повышению гражданской активности людей, уровня доверия граждан к деятельности органов власти Ульяновской области и росту эффективности работы органов государственной власти, а также содействует формированию и развитию гражданского правосознания.

Таким образом, к началу апреля 2014 года, задолго до принятия Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» процесс выстраивания системы общественного контроля на территории Ульяновской области был завершён. Основными звеньями созданной системы стали: общественные контролёры → муниципальные Палаты справедливости и общественного контроля → Совет по вопросам общественного контроля → Палата справедливости и общественного контроля в Ульяновской области.

В составе муниципальных Палат справедливости и общественного контроля сегодня работает 695 человек. Члены муниципальных Палат – это люди, имеющие значительный профессиональный и жизненный опыт, активную гражданскую позицию, являющиеся лидерами общественного мнения своего района.

ПАСМИ: Какие условия для бизнеса, инвестиционной привлекательности созданы/создаются в регионе?

Сергей Морозов: Можно сказать, что даже в непростых экономических условиях малый и средний бизнес в нашем регионе чувствует себя довольно уверенно. О этом свидетельствует тот факт, что доля малого и среднего предпринимательства в общем количестве созданных рабочих мест в 2015 году составляет 62,5% (13658 рабочих мест).

Безусловно, положительную роль сыграли те решения, которые мы совместно выработали, приняли на региональном уровне и успешно лоббировали на федеральном. В частности, предоставление Ульяновской области дополнительных субсидий на поддержку малого и среднего бизнеса в размере почти 147 млн рублей. Таким образом, в совокупности в 2015 году региональному малому и среднему бизнесу была оказана помощь на сумму 500 млн рублей. Это в 2,5 раза больше, чем в 2014 году.

Помимо финансовой помощи, целый ряд законодательных инициатив, в том числе подготовленных в Ульяновской области, в 2015 году получил поддержку федерального центра. В частности, подписание закона о введении «надзорных каникул» для предпринимателей, который на три года освобождает малый бизнес от плановых проверок; закона об установлении на региональном и муниципальном уровне специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса. Регионы получили право устанавливать налоговые ставки в пределах от 6% до 1% для налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, в зависимости от категории налогоплательщиков и видов осуществляемой ими предпринимательской деятельности. Надо сказать, что мы этим правом уже воспользовались, и с 1 января 2016 года наши предприниматели, попадающие под действие этого закона, частично освобождены от налогового бремени. Кроме того, внесены изменения в федеральный закон «О защите конкуренции» и другие законы,  устанавливающие административную процедуру рассмотрения антимонопольным органом жалоб на действия или бездействие органов власти и организаций, осуществляющих полномочия в градостроительной сфере.

Кроме того, мы ведем системную политику в отношении бизнеса, облегчающую налоговую нагрузку на него.

Во-первых, с 2008 года мы не увеличиваем налоги по коэффициенту К-2 по ЕНВД – фактически введен мораторий на любое повышение.

original

Во-вторых, впервые в России мы в региональное законодательство ввели понятие «начинающие предприниматели», для которых с 2010 года установили налоговые каникулы.

В-третьих, с 2011 года мы активно стали заниматься вопросом снижения административных барьеров для бизнеса, беря за основу всё, что предлагает АСИ.

В-четвертых, начиная с 2013 года мы создали инновационную систему мониторинга проблем и вызовов, с которыми сталкивается наш бизнес. Это Неделя предпринимательских инициатив, которая фактически превратилась в полноценный региональный институт, обеспечивающий экономическое развитие.

Что касается крупного бизнеса, мы предоставляем инвестору возможность воспользоваться беспрецедентными налоговыми льготами и субсидиями. Прежде всего, это касается проектов, получивших статус приоритетного или особо значимого.

Для приоритетного инвестиционного проекта на срок до пяти лет предусматриваются нулевая ставка по налогу на имущество и сниженная до 13,5% ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в областной бюджет.

Наряду с ранее действовавшим статусом приоритетного инвестиционного проекта в Ульяновской области был введен статус особо значимого инвестиционного проекта, который может быть присвоен на любой стадии реализации, что значительно снижает риски инвесторов. На 10 лет мы освобождаем от уплаты налогов на транспорт и имущество организации, реализующие особо значимые инвестиционные проекты. По истечении этого срока следующие пять лет ставка налога на имущество составит для них 1,1%.

В отношении налога на прибыль период господдержки, во время которого ставка составляет 13,5%, составляет 15 лет. Пятнадцатилетние «налоговые каникулы», предоставляемые в Ульяновской области, позволяют инвесторам сэкономить от 30% до 50% всех вложений в проект.

Также для особо значимых инвестиционных проектов предусматривается предоставление из регионального бюджета субсидий на возмещение части затрат на выкуп в собственность земельного участка, подведение сетей инженерной инфраструктуры к границе земельного участка, плату за подключение и технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Помимо системы экономической поддержки регион предоставляет инвесторам готовые площадки под размещение производств: как земельные участки со всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, так и производственные помещения.

150225 predpr (31)

Сегодня Ульяновская область – регион, где созданы одни из лучших в стране условий для бизнеса, что неоднократно подтверждали ведущие российские и международные рейтинги.

В 2012 году Ульяновск стал победителем в первом и пока единственном субнациональном рейтинге Всемирного банка Doing business in Russia.

В 2013 году исследование мнения 300 иностранных компаний, реализующих в России свои проекты, которое провели консалтинговое агентство KPMG и Российский союзом промышленников и предпринимателей, показало, что Ульяновская область относится к числу трёх регионов-лидеров, обеспечивающих наилучшие условия работы инвесторов на территории РФ.

В 2013 году Ульяновская область вошла в число пилотных регионов для апробации методики нового рейтинга – Национального рейтинга состояния инвестиционного климата состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

В мае 2014 года мы заняли второе место в этом рейтинге. Наш регион был признан носителем лучших практик по шести направлениям из 12.

Эксперты автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» рекомендовали внедрять наиболее успешные ульяновские практики во всех регионах страны.

В 2015 году, когда в рейтинге принимали участие уже 76 российских субъектов, Ульяновская область сохранила лидерские позиции, войдя в группу «А» регионов-победителей (наряду с Татарстаном, Калужской, Тамбовской и Белгородской областями).

ПАСМИ: Приведите пример успешного государственно-частного партнёрства.

Сергей Морозов: В Ульяновской области выстроена система государственно-частного партнёрства на институциональном уровне. Это, прежде всего, касается сфер здравоохранения, образования, спорта, культуры. Механизмы государственно-частного партнёрства применяются у нас с 2006 года.

Первый проект в рамках ЧГП мы реализовали с известной немецкой компанией «Фрезениус», которая в декабре 2007 года ввела в эксплуатацию первый в области диализный центр для лечения больных с хронической почечной недостаточностью. В 2011 году открыт второй диализный центр в Ульяновске. Буквально на днях мы открыли третий, уже в сельской местности.

На сегодняшний день мы успешно завершили реализацию шести крупных проектов в социальной сфере общей стоимостью порядка 2,3 млрд рублей (четыре из них относятся к медицине). В стадии активной реализации еще четыре проекта, также в сфере здравоохранения. Среди них строительство Ульяновской онкологической клиники, многофункционального лечебно-диагностического центра, Центр конформной лучевой терапии, Emergency Department. Это еще более 2 млрд рублей.

волга-спорт-арена

Если говорить о других сферах, то в рамках концессионного соглашения с ЗАО «Волга-Спорт» в апреле 2014 года введён в эксплуатацию спортивный комплекс с искусственным льдом «Волга-Спорт-Арена» на 5000 мест. Он строился к чемпионату мира по хоккею с мячом, который недавно прошел в Ульяновске, и на сегодняшний день считается одной из лучших в стране крытых ледовых площадок.

Благодаря работе по развитию государственно-частного партнёрства на территории Ульяновской области и внедрению принятого у нас Регионального ГЧП-стандарта, в Рейтинге регионов России по уровню развития государственно-частного партнёрства 2014/2015 Ульяновская область вошла в группу регионов с высоким уровнем развития. Мы заняли 12 место с рекордным среди российских регионов улучшением на 60 позиций с прошлого года.