Сегодня в Заксобрании по ситуации на «Ульяновском автомобильном заводе» докладывал генеральный директор предприятия Вадим Швецов. В своей презентации перед депутатами он сообщил, что с июня ожидается резкий спад продаж, и чтобы избежать массовых сокращений, предприятие планируется перевести на четырёхдневный график работы в две смены. ВАЗ в таком режиме работает уже 2 года. Также по словам Швецова, в этом году не ожидается никаких госзаказов — финансирование здесь составило 0 рублей, к тому же областное правительство задолжало 8 миллионов. При этом объём инвестиционных вливаний в производство по сравнению с прошлым годом увеличен на 1,2 млрд рублей — на заводе продолжат работать над автомобилями «УАЗ» и «Карго». Но несмотря на увеличение инвестиций, реализацию проектов развития индустриального парка и жилой застройки на территории вблизи предприятия придётся отложить, минимум, на два года.

12495121_1157047917669207_181842226505971412_n

1

В сравнении с другими нашими конкурентами и партнерами наш завод выглядел блестяще (с)

По итогам 2015 года продажи снизились у всех лидеров отечественного автопрома: у «КАМАЗа» — на 33%, на «Автовазе» — 31%, у «ГАЗ» — 21% и на «УАЗе» — 2%. Невысокое сокращение продаж на «УАЗе» Швецов обосновал реализацией программы утилизации и вводом нового автомобиля «Патриот». По итогам прошлого года налоговые поступления выросли на 48% — было уплачено 1,8 млрд рублей, в том числе 900 млн — в региональный бюджет. На заводе идет плановая модернизация и разработка новых видов продукции, в том числе платформы «Патриот», который сейчас является флагманом продаж. Общий объём инвестиций в производство в 2015 составил 1,3 млрд рублей. «В сравнении с другими нашими конкурентами и партнерами наш завод выглядел блестяще», — сказал Швецов.

За первые 2 месяца работы в 2016 году рост продаж на «УАЗе» составил 16%. Основные потребители продукции: семейные мужчины старше 40 лет и региональный бюджет. «Реальные доходы населения падают, соответственно закредитованность населения высокая, поэтому с июня мы ожидаем снижение спроса. Что происходит с региональным бюджетом, вы и сами всё знаете», — прокомментировал гендиректор.

«В прошлом году мы тоже предполагали, что вторая половина года будет тяжелее первой. Ту же самую стратегию мы пытаемся применить по этому году. Но с учетом того, что у нас не хватало заказов от дилеров, мы попытались сместить первый квартал. В итоге в апреле мы работаем в полную загрузку, но потом останемся с региональными бюджетами и семейными мужчинами. С июня мы планируем перейти на четырёхдневку, как это уже два года делает «Автоваз». Это поможет избежать массовых сокращений. Предполагаем, что при падении рынка в 30% нам удастся удержаться в цифре минус 15%. Тем не менее, с учетом того, что у нас запущено много инвестиционных программ (новые автомобили «УАЗ», вывод на рынок с начала следующего года автомобиля «Карго»), объём инвестиций в этом году составил 2,5 млрд рублей. Завод полностью модернизирован и перестроен: того, что там было 5 лет назад, сейчас нет», — доложил Швецов.

Избежание массовых сокращений компенсируют переходом на четырехдневный график 

В этом году сокращений не планируется, и балансировку падения спроса, которого может не случиться, планируется компенсировать переходом на четырехдневный график в две смены, сообщил гендиректор предприятия. По его словам, на заводе несколько лет действует система грейдов, которая даёт повышение зарплат путём перехода из категории в категорию.

«Категория — это по сути, военное звание. Чем выше ранг, тем больше получаешь. По штамповке около 70% персонала перешло в другую категорию, в среднем зарплата у них увеличилась на 14%, по сварке и окраске — 65% персонала, 60% — по сборке. Остальные около 30% не добрали баллы. Тех людей, которым отказали (нарушители дисциплины),  достаточно мало. У нас всего 6 категорий, где-то у 70% персонала завода зарплата увеличивается на 10%. Это факт.Чем выше грейд, тем тяжелее его достичь. Самая низкая зарплата — на первом и втором грейдах — 15 тысяч, шестая категория — это около 40 тысяч. В 2015 году средняя зарплата у основного персонала составила 28 867 руб, у вспомогательного — 22 066 руб», — сказал Швецов и отметил, что «требования к рабочим сильно повышаются, так как у  нас сложное поточное производство, иностранное оборудование, качество автомобилей повышается и в машинах стало много электроники».

«По сути мы дали удочку: сколько рабочий наудит рыбы, столько и получит. Есть недовольные — это те, кто получил шестой, последний, грейд, и им некуда расти. Скажу по секрету: количество категорий будет увеличено до десяти. Потом у нас есть самые дорогие специальности: наладчики, рихтовщики. Поэтому мы сделаем «мостики»: если человек максимально реализовался в окраске или сборке, он сможет перейти в эти профессии или в наставники, — сообщил гендиректор. — Также мы сделаем возможность перескакивать категории. Но грейды получить сложнее — знания, которые мы требуем, тренинги — они сложные. Раньше на заводе была сделка — это шабашки. Раньше завод был гаражом. Всегда не успевали выполнять в рабочее время и зарабатывали во сверхурочное. Для современного производства это невозможно».

Реализация проекта жилой застройки отодвинется, как минимум, на 2 года 

По словам Швецова, из-за кризиса резко сократил обороты индустриальный парк, а реализацию проекта жилой застройки планируется отодвинуть как минимум на два года.

«Индустриальный парк с кризисом резко сократил обороты, но эту концепцию мы стараемся двигать. Что касается распродаж — в  основном мы продали участки вдоль Московского шоссе. Территории внутри завода неликвидны — нет дорог. По вводу жилья сейчас ведётся проектирование, но я уверен, что развитие этого проекта отложится как минимум на два года: кризис и упали продажи квартир», — сказал Швецов.

Швецов о митинге работников «УАЗа»: у меня нет времени заниматься поддержкой той или иной партии

В минувшие выходные в сквере около детского мира прошёл митинг сотрудников «УАЗа», выступивших за улучшение трудовых условий и повышение зарплат. По словам Швецова, с каждым из активистов  от коммунистической партии у него есть прямой контакт, и по ситуации он «всё прекрасно знает и понимает»: «Я с каждым из них общаюсь. У каждого из них есть мой личный номер и электронная переписка. По ситуации я всё прекрасно знаю. Я не реагирую, потому что у меня очень много производственных проблем и нет времени заниматься поддержкой той или иной партии».

Отдайте хотя бы то, что взяли. О большем и не молю (с) 

По словам Швецова, в этом году ситуация с госзаказами обстоит плохо. Те деньги, которые выделило правительство на поддержку автопрома, не предполагают закупку автомобилей госучреждениями. В этом году в программе на эти цели заложено 0 рублей. 

«По этому поводу я общался и с президентом, и с премьер-министром несколько раз. Вы ситуацию с федеральным бюджетом знаете. Удалось договориться по программе утилизации, лизинга, кредитов — это те меры, которые направлены на поддержку домохозяйств. Мы работаем с нашим потребителем — мужчиной старше 40 лет, у которого есть семья», — сказал гендиректор.

Также Швецов выступил с просьбой оплатить двухлетний долг области в размере 8 млн рублей. «Судиться придется с Ульяновской областью, но не хотелось бы. Отдайте хотя бы то, что взяли. О большем и не молю», — закончил Швецов.

Фото — Андрей Толмачев, Алла Акимова