Анастасия Пищугина Ирина (Все имена рабочих УАЗа в материале изменены. — Авт.), сотрудник предприятия, говорит, что митинг посетило не менее 150 заводчан. Да и какое имеет значение 10, 100 или 200 человек посетили митинг, если, по словам рабочих, с которыми пообщалась «СП», ситуация на заводе «просто ужасная», атмосфера накаляется день ото дня, а давление со стороны начальства не прекращается. «Работаем мы под камерами, — рассказывает Татьяна, работница цеха сборки. — Третируют нас за все. Малейшая провинность – сразу объяснительную пиши. Опоздала вот я на минуту — пишу. Другой забыл надеть кепку в цех — сразу выговор, хотя сами начальники постоянно в цеха без кепок заходят. И так изо дня в день». Главное требование автозаводчан — индексация заработной платы. «Я работаю на УАЗе с 2001 года, — рассказывает Ирина. — Денег хватает только на ЖКХ, погашение кредита, ну и собрать детей в школу, садик. У меня их двое. Муж у меня вахтовым методом работает, потому что в Ульяновске у рабочих ну нет нормальных зарплат. Это что, скажите, жизнь?». Тем не менее гендиректор холдинга, отчитываясь перед единороссами в Законодательном собрании Ульяновской области, заявил, что в 2015 году средняя зарплата у основного персонала составила 28 867 руб, у вспомогательного — 22 066 руб, пишет портал «Улпресса». «Средняя зарплата может и 28. Только не у ульяновских рабочих, а у приглашенных с Петербурга, Тольятти, Владивостока, — комментирует Ирина. — В четверг Шевцов с Морозовым должны были приехать к нам в цех — торжественно открывать новую сварочную линию. Они приехали, когда цеховые рабочие все ушли. Остались установщики оборудования и ульяновские бригадиры». А работники, по словам Ирины, хотели обратиться к руководителям с «неудобными» вопросами про 28 тысяч и предоставить расчетки новых сотрудников в 17−19 тысяч рублей. На встрече с единороссами гендиректор рассказал и о системе грейдов (категорий) в соответствии с которой работникам начисляют заработную плату. Система, пишет «Симбирск Сити», состоит из шести уровней, и зарплата повышается с переходом на следующий уровень. На самом низком она составляет 15 тысяч рублей, на самом высоком — шестом — 40 тысяч рублей. Но грейдовая система никакого отношения к индексации не имеет. Индексация предусмотрена 34 статьей Трудового кодекса РФ: «Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги…». Индексация предусмотрена и коллективным договором сотрудников УАЗа с работодателем. Таким образом, Шевцов в своем отчете просто подменил индексацию, гарантированную законодательством, корпоративной системой грейдов. Критикуют рабочие и саму грейдовую систему. Рассчитана она не на всех и поднимает «вверх» весьма выборочно. Так, в 2015 году повысили свои категории менее 50% заводчан, при этом повышение происходит по желанию начальства, а не рабочего. Сдача на категорию сопровождается провокационными вопросами, а после неудовлетворительного ответа, как правило, откладывается на неопределенное время. Были случаи и утраты документов начальством, необходимых для сдачи грейда. Условия труда на УАЗе при росте объема выполняемых работ постоянно ухудшаются. «После крупных сокращений в 2013—2014 годах оставшиеся рабочие вкалывают за уволенных. Прежде, например, в день две смены должны были выковать 140 кузовов для „буханки“, сейчас с этим объемом должна справиться одна смена, которая работает по 12 часов. В итоге в выигрыше все равно остался владелец. Он на нас сэкономил…», — разъясняет Татьяна. «Если кто-то заболел, ушел в отпуск, — продолжает Михаил, мы работаем за этого человека бесплатно. Также уменьшились выплаты за вредность после того как их в соответствии с действующим законодательством перевели в процентный эквивалент. Да даже элементарные бытовые проблемы разрешить не могут — воды в нашей раздевалке нет уже три месяца». «Достучаться до небес» Рабочие для защиты своих прав безрезультатно стучались во все двери — обращались в заводской профсоюз, Федерацию профсоюзов Ульяновской области, к ульяновскому «правдорубу» Захару Мисанцу. ЛДПР адресовало обращение заводчан в прокуратуру, трудовую инспекцию, КПРФ помогла в организации митинга. А после общения Шевцова с фракцией «Единой России», «контроль над ситуацией» взяла на себя специально созданная рабочая группа от ЕР, в которую вышли депутаты Василий Гвоздев и Алсу Садретдинова. После заседания, на официальном сайте регионального отделения партии, депутаты высказали обеспокоенность судьбой автозавода и сообщили, что «руководство УАЗа должно подробно рассказать людям, общественности, средствам массовой информации, по какому пути будет двигаться завод, чтобы меньше рождалось сплетен и домыслов». Правда, почему «общественность» в городе сузилась до фракции ЕР и прессы, а заводчане, реально пытающиеся отстоять интересы трудового коллектива, и остальные парламентские фракции оказались для доклада Шевцова не-общественностью — вопрос дополнительный. «Единая Россия» опровергает «слухи о якобы грядущем сокращении трудового коллектива», забыв при этом проанонсировать четырехдневную рабочую неделю, к которой переходит предприятие с июня по ноябрь в нынешнем году. Работники считают, что массовые увольнения— это вопрос времени. «Они отсрочивают их в связи с выборами губернатора в сентябре этого года. Месяцем раньше — месяцем позже руководство, скорее всего, сократит несколько тысяч человек. Сам же Шевцов говорит о падении спроса и отсутствии крупных заказов…», — считает Ирина. Нужно отметить, что слухи о возможном сокращении циркулируют уже с прошлого года. По информации портала 73online.ru, еще в 2015 году планировали сократить 2 000 человек, но от планов отказались, когда СМИ растиражировали информацию. Под официальное сокращение попали менее тысячи человек, другие освободили свои рабочие места по «собственному желанию». В этом году сокращать, вероятнее всего, будут также «по собственному желанию», пишет портал. В настоящий момент на ОАО «УАЗ» трудится порядка 6000 человек. Правда, надежды на позитивные изменения у них немного. «Вы знаете, мы к кому только не обращались — и все безрезультатно. Это настолько устоявшаяся система, изменить ее очень трудно», — делится Татьяна. «Мне часто приходится слышать, что мы не хотим работать, что мы бездельники, что нам нужно было учиться, чтобы не работать на заводе, хотя у нас достаточно людей с высшим образованием, которые стоят за станком. Но у нас в городе людям некуда идти, мы поэтому хотим, чтобы наш завод не утонул. А когда видишь, на каких машинах у нас начальство подъезжает… Все, кому не лень, набивают свои карманы. Грабят, грабят и еще раз грабят. Вот последний завод развалят — может тогда они успокоятся?», — риторически заключает работница. |
|