Наш город не раз становился съёмочной площадкой для известных фильмов.
Мы продолжаем цикл материалов, посвященных Году кино и подготовленных совместно с ульяновским краеведом, доцентом кафедры философии, социологии и политологии УлГУ Сергеем Петровым. На этот раз “Вестник” расскажет о киносъемках, проходивших в разное время в Симбирске-Ульяновске.
Не так давно отмечалось столетие первого отечественного игрового фильма “Стенька Разин и княжна” – экранизации знаменитой песни “Из-за острова на стрежень”. В основе слов обработанной народом песни лежит стихотворение уроженца Симбирска Дмитрия Садовникова. Важную роль в распространении песни сыграл писатель и поэт Степан Скиталец, сын гусляра и сам гусляр, обладавший мощным красивым басом. Он исполнял композицию на своих творческих вечерах, в том числе на сцене симбирского театра. Снять на знаменитый сюжет первый русский фильм с участием актеров решил Александр Дранков (1886-1949), фотограф, журналист, кинооператор, владелец фотоателье в Петербурге. Согласно преданию, он услышал песню в роскошном ресторане и записал ее слова на белоснежном манжете своей рубашки. Премьера ленты состоялась 15 октября 1908 года в Петербурге. Фильм быстро приобрел популярность, много лет не сходил с экранов. В Симбирске он часто демонстрировался в кинотеатре “Ампир”.
В 1912 году режиссер и художник Чеслав Сабинский снимал у нас фильм “Гроза” по драме Александра Островского. А в 1915 году губернская землеустроительная комиссия заключила соглашение со знаменитой отечественной фирмой кинодеятеля Александра Ханжонкова и организовала работу над фильмом на противопожарную тему. Были сняты курсы по противопожарному строительству и здания, отвечающие соответствующим нормам, в населенных пунктах губернии.
Нередко принимал съемочные группы наш город и в советское время. Здесь творили прославленные режиссеры Лев Кулешов, Марк Донской, Эльдар Рязанов, Владимир Меньшов, Станислав Говорухин.
В 40-х годах в поселке Белый Яр снимали продолжение легендарной картины “Тимур и его команда”. Когда в столице началась подготовка к работе над фильмом “Клятва Тимура”, Москву начали бомбить. Съемочной группе с семьями предложили выехать в Ульяновск. Сорежиссером Кулешова стала его жена – знаменитая советская актриса Александра Хохлова.
“Место для съемок мы нашли под Ульяновском, в местечке Белый Яр, – вспоминали Кулешов и Хохлова. – Мы решили снять большинство декораций не в павильоне, которого не было, а на натуре. Вечерами после съемок мы отправлялись на охоту – стрелять уток и куликов. Это занимало немного времени, но было обязательным – иначе мы оставались голодными (вещей с собой не брали и продавать было нечего)”.
Съемки фильма проходили на территории Дома отдыха имени Воровского. Местных мальчишек брали в массовку, где они чувствовали себя настоящими актерами. “Разговоров и впечатлений было – на год вперед! – вспоминали потом “белоярские актеры”. – А за внимание главной героини – 12-летней Кати Деревщиковой – мальчишки даже дрались! Гонорары сельской детворе, игравшей в массовке, платили по тем временам немалые – 100 рублей в день.
Пожалуй, самой известной историей, когда Ульяновск попал в кино, стали съемки знаменитой комедии Эльдара Рязанова “Приключения итальянцев в России”. Сцену, где пассажирский самолет приземляется на автотрассу и под ним ездят машины, снимали на запасной полосе аэропорта “Ульяновск-Центральный”. Ульяновская взлетка “играла роль” Минского шоссе.
Второй раз ульяновский аэропорт – уже “Восточный” – появился в начальных кадрах кинофарса “Ширли-мырли”, в кадр вошел и ульяновский лайнер “Руслан”. Именно в нашем городе в 1995 году снимал часть своей картины Владимир Меньшов. Фантазия режиссера превратила местную взлетную полосу в бутафорский аэропорт “Внуково-2”. По задумке автора, он располагался где-то под Тулой.
В 1977 году в наших местах был снят фильм “Пыль под солнцем” режиссера Марионаса Гедриса. Картина рассказывает о мятеже в Симбирске и о попытках его подавления.
В рамках дней и декад советского кино в разные годы в Ульяновске побывали Сергей Герасимов и Григорий Александров, а Василий Шукшин приезжал сюда в поисках натуры для кинофильма “Я пришел дать вам волю” о Крестьянской войне под предводительством Степана Разина.
Несколько художественных фильмов на территории области снимали сотрудники Свердловской киностудии. Много лет развитие народного хозяйства области, а также строительство Ленинской мемориальной зоны отражала в хроникально-документальных фильмах Куйбышевская киностудия. Госкино СССР направляло в нашу область творческие бригады, в которые входили выдающиеся киноактеры.
Валентин ЛИСТОВСКИЙ
Суряк
В 1926 году под Ульяновском снимался немой фильм о Степане Разине, проигрывались сцены штурма города с привлечением местных жителей.К сожалению пока иной информации не найдено.Видимо надо просмотреть в архиве местный” Пролетарский путь”, газету за тот год. Прекрасно помню киношный ляп в цветном фильме 70-х годов где показывается штурм ст.Майна видимо Гаем, самого здания вокзала с колоннами который мало уступает нынешнему зданию обладминистрации на пл.Ленина в Ульяновске. Сверху колонн была надпись МАЙНА.Возможно этот эпизод был в фильме “Пыль под солнцем” по теме очень подходит,там звучат кроме Симбирска названия Майна, Инза, Чуфарово, Кузоватово, Анненково, Охотничья и т.д..Возможно вырезали эпизод со штурмом Майны ещё в 80-х.О съемках на взлетке( шоссе) осталось очень много личных воспоминаний до сих, пор как и о бочке то ли с квасом ,то ли с пивом.А вот Василий Макарович Шукшин видимо приезжал впустую.И не только в Ульяновск, но и в Саратов, Волгоград и так же долго просидел в Астраханском архиве, спасаясь по вечерам в гостинницекак вспоминал его единомышленник оператор Анатолий Заболоцкий элементарно…водкой.Дело не в каком то запое или пристрастии,как они сами вспоминают в записках летом 1970-го Астрахань была вдруг закрыта в связи с возникшей эпидемией холеры.С целью её не распространения город был закрыт внутренними войсками.Работали медики, а водку рекомендовали для профилактики.Наверху уже знали, что никакого Разина снимать не будут. Ничего кроме насилия икрови мы там у вас не увидим, было заявлено Шукшину при отказе финансирования фильма.Одновременно начали снимать сериал про Штирлица Лиозновой. Заболоцкий много лет спустя спросил у бывшего главы госкомитета Лапшина-что же вы не сказали что фильма не будет? Гуляющий с собачкой пенсионер Лапшин вздохнув сказал-а кому же хочется терять свое кресло…А вообще очень даже заметно,что сильно обделена Ульяновская область на киноматографию ,как при СССР, так и в современное время.