Немного истории

Великий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века.
В первую очередь, использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название.
Дорога Восток – Запад, под названием «Шелковый Путь» имела несколько направлений и ответвлений. Но на грани старой и новой эр основными магистралями стали южная и северная дороги. Северная дорога проходила вдоль южной части Тянь-Шаньского хребта по реке Тарим. Затем поворачивала в Ферганскую долину, среднеазиатское междуречье (казахские степи), далее низовья Волги через Уфу, Оренбург, Болгар (столица Золотой Орды) и в Казань. Северное Причерноморье до греческих колоний. На пути караванов возникали и расцветали торгово-ремесленные поселения, караван-сараи, богатые города.

Для транспортировки товаров использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах, которые бороздили пустыню и горные перевалы, составляло до 300.
Путешествие по нему было трудным, опасным и очень длительным. Например, караван шедший из Пекина к Каспию преодолевал путь от 250-и дней до одного года. Но путешествие стоило того. С древних времен дороги Шелкового Пути были не только проводниками торговой стези, но и носителями культуры. С караванами часто шли поэты, ученые, философы, паломники. Эта дорога сближала народы и укрепляла дружественные отношения.

Благодаря им мир познакомился с христианством, буддизмом и исламом, узнал о производстве пороха, шелка и бумаги, смог оценить музыку, танцы и изобразительное искусство разных народов.
После появления морских путей, а также политической нестабильности в Центральной Азии шелковый путь вовсе исчез.

Великого Шелкового Пути больше нет, но памятником людям, проложившим эту уникальную дорогу, связавшую Восток и Запад, являются древние города Узбекистана: Самарканд, Бухара, Гиждуван, Ургенч, Хива, Ташкент, Термез, Фергана, в Таджикистане Гиссар, Душанбе, в Казахстане города Шымкент и Тараз, в Киргизии Таш-Рабат, Бишкек с их архитектурным и историческим наследием, олицетворяющим многовековую великую культуру.

Особую ценность будут представлять озера:
1. Чатыр-Куль — «Небесное озеро» в Центральном Тянь-Шане на высоте 3530 метров над уровнем моря, рядом с Торугартским перевалом, ведущим в Китай. Здесь в провинции Северного Тянь-Шаня находится КПП «Торугарт-автодорожный».
2. Самое большое озеро в Киргизии – Иссык-Куль, кототорое входит в число самых крупных горных озер мира. Озеро по праву называют жемчужиной Центральной Азии, которое занимает второе место в мире по прозрачности воды, после озера Байкал. Мягкие зимы котловины и запасы тепла воды, а также солёность озера не дают ему покрываться льдом даже зимой. Озеро лежит между двумя хребтами Северного Тянь-Шаня в Иссык-Кульской котловине, которая также входит в состав географической провинции Северного Тянь-Шаня и находится на высоте 1608 м над уровнем моря.
Приозерная котловина вытянута с запада на восток на 240 км и имеет ширину в меридиане селения Тоссор около 75 км.
3. Сохранившиеся с древних времен Караван-Сараи в старых городах, в долинах и в высокогорьях Памира и Тянь-Шаня.
4. В Афганистане особо значимы, с моей точки зрения, города Мазари-Шариф, где с 1536-го года на протяжении полутора столетий строился, расширялся, перестраивался и отделывался существующий и поныне комплекс мечети (“Голубая мечеть”) и сопровождающих зданий, медресе, караван-сарая, а так же Кундуз (провинция).

photo.ashx
Афганистан. Мазари-Шариф
Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая, он, например, служил проводником распространения технологий и инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура). При этом почти все технологии (за исключением, пожалуй, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении.

TRACECA

Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программа международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия «ТРАСЕКА», который порой называется «новым шёлковым путём». Сухопутный маршрут должен был проходить южнее Каспийского моря, через пролив Босфор. Летом 1998 года двенадцать стран Кавказа, Чёрного моря и Средней Азии, достигли соглашения по созданию железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу. К 2014 году построены несколько участков автомобильных дорог по этому проекту, в основном на территории Китая.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФОТОТУРА

1 – Напомнить, что границы между нашими странами-старыми друзьями, более чем преодолимы, и мы по-прежнему много ближе друг к другу, чем кажемся.
2 – Доказать, что между народами и нациями не существует границ, вражды и напряженности.
3 – Популяризация автопутешествий, как вида активного отдыха в нашей стране и в Евразии с целью ознакомления с культурой других стран
4 – Пропаганда здорового образа жизни.
5 – Публикации для читателей и для всех заинтересованных лиц уровня социального развития, культуры, архитектуры и изменений в отраслях народного хозяйства в СНГ после распада СССР, и в Афганистане.
6 – Показать в своих фотоработах национальные парки, заповедники, объекты культурного наследия, включенные в список ЮНЕСКО и сохранившиеся в высокогорьях и в долинах Азии Караван-Сараи, и исторически значимые места.

Весь предполагаемый для автопробега и фотосъемок исторических и памятных мест маршрут на карте: с заездом в Афганистан
Скриншот карты кликабелен. Для увеличения разиера кликните на карту и (+ лупа):


Ожидаемые технические сложности, психологические нагрузки при прохождении маршрута на автомобиле и просто неконтролируемый выброс адреналина – горные перевалы, которые начинаются на Гиссарском хребте Памира в Таджикистане, где высота Анзобского перевала достигает 3372 м. Он считается одним из сложных перевалов на Памире, где снег лежит до начала июня.

Памир, Анзобский перевал
Анзобский перевал, северная сторона
Anzob. Tajikistan. Автор: Parviz.Tj

Южная сторона перевала. Автор © Евгений Сергеев

Анзобский перевал

Горы составляют 90% всей территории Кыргызстана
Горы пересекают всю страну. В результате чего почти любая поездка по стране включает в себя пересечение горных перевалов. Во время путешествия по Кыргызстану мне придется пересечь следующие перевалы:

Перевал Талдык, Ошская область.

Через перевал проходит дорога – участок Восточного Памирского тракта, соединяющая город Ош с поселком Сары-Таш в Алайской долине, и ведет до самой границы с Таджикистаном и Китаем (автодорога Ош-Кызыл Арт – Хорог).
Алайский хребет относится к горной системе Памира. Дорога через перевал Талдык в Алайскую долину – основной серпантин.


ПЕРЕВАЛ ТАЛДЫК.jpg
Фото отсюда

Автор фото: Андрей Кравченко
Перевал в Кыргызстане Кызыл-Арт .
Высота перевала 4280 метров. Через перевал Кызыл Арт и киргизско–таджикскую границу дорога ведет в город Мургаб, на пограничный переход с Китаем Иркештам. Через Иркештам можно сразу попасть в интереснейшую область Китая — Кашгарию.


Перевал Казыл-Арт.jpg

Перевал Таш-Рабат . Высота перевала 3968 м.

Перевал ТАШ-РАБАТ.jpg
Фото: varandej (varandej)

Здесь до сегодняшнего дня сохранились Караван-Сараи.

Исходя из опыта многократных автопутешествий, для поездки выбрал обновленный TOYOTA RAV 4, как более экономичный по расходу топлива, комфорту, манёвренности и по надежности автомобиль с полным приводом.

Партнеры Фототура «Весна Евразии – Новый шелковый путь». Дорога к возрождению контактов между народами: Улпресса, ТАТпресса, Общественное движение «Общее дело», Toyota центр Ульяновск, Всемирный фонд дикой природы WWF, Бюро ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры.

"Шёлковый путь"

"Шёлковый путь"

Жаль, что наше Министерство искусства и культурной политики моё предложение разместить логотипы Ульяновской области, Культурной столицы оставили без внимания. Говоря о повышении узнаваемости региона я уверен, что в Азии даже не знают о существовании такого города, как Ульяновск.

P.S.
В зависимости от снежного покрова и льда на горных перевалах, от ведения ремонтных работ на автодорогах, от работы КПП и таможенных служб, от сложности и длительности получения визы в Душанбе для въезда в Исламское Государство Афганистан — запланированный маршрут может меняться, но основные задачи и цели будут достигнуты.