Мы решили воспользоваться нашим прошлогодним призывом искать не ямы на дорогах, которых нет, а дороги среди ям, которые есть, и выяснили, что все карты врут, а стоимость эксплуатации авто в центре Ульяновска оказывается как минимум в два раза больше, чем в тех населенных пунктах, где существуют дороги. Дорог, как известно, формально в городе практически нет. Но есть узкие полосы земель поселений, покрытые утрамбованной щебенкой, пропитанной маслянистой жидкостью, и ямами. Мы решили воспользоваться нашим прошлогодним призывом искать не ямы на дорогах, которых нет, а дороги среди ям, которые есть. Собственно, этим ныне и занимаются все ульяновские автомобилисты.
Что мы сделали? Мы решили сравнить расстояние, которое проезжает автомобиль, объезжая ямы по направлениям, покрытым тем, что принято называть асфальтом, и то расстояние, которое проехал бы тот же автомобиль, если бы вместо направлений были дороги. Кроме того, одновременно мы подсчитали количество поворотов руля на углы более 15 градусов, вызванные необходимостью объезда ям, а также общее число дополнительных торможений перед неровностями направлений. Эксперимент мы проводили поздним вечером, вооружившись двумя GPS-трекерами и Lada Granta. Маршрут проложили по самым проблемным направлениям: по улице Федерации от улицы Карла Маркса через поворот на Тухачевского и далее по Радищева почти до поворота на политех. Согласно Яндекс-картам, длина маршрута составила ровно три километра.
Трекер в итоге показал близкую цифру — 2985 метров от улицы Карла Маркса до конечной точки. Это то расстояние, которое мы бы преодолели, если бы ехали по асфальтированной дороге, отвечающей требованиям ГОСТов. То есть, не занимаясь поиском дороги среди ям. В реальности же расстояние оказалось иным — 3188 метров. В поисках дороги среди ям мы проехали на 200 метров больше, чем в случае, если бы ехали по дороге. То есть, длина нашего маршрута из-за ям выросла на 7%. Средняя скорость составила 17,1 км/ч, а время движения — без малого 15 минут. Тут можно было бы сразу подсчитать экономические потери за счет лишнего расхода бензина и времени. Тем же вечером, в случае наличия дорог, тот же маршрут по тем же улицам ввиду отсутствия машин и светофоров мы легко бы проехали за 5-7 минут со средней скоростью 45 км/ч, потратив, как кажется, на 7% меньше топлива.
Но это не так, торопиться с такими расчетами не будем. На деле потери топлива в процессе следопытства намного больше. Почему? Из-за ям мы четыре раза полностью тормозили до почти полной остановки (иначе ямы не объехать) и 38 раз снижали скорость до 4-5 километров в час. Таким образом, только из-за ям на дистанции в 3 километра нам пришлось как минимум 44 раза дополнительно ускориться практически с нуля. А, как известно, именно при разгоне отмечается основной расход топлива. Согласно методике еще советского времени по учету норм расхода топлива легковыми автомобилями, в случае «сложных дорожных условий, сопряженных с увеличением числа циклов «разгон-торможение» вводится поправочный коэффициент на нормы расхода — 1,45. Если воспользоваться этой методикой, то придется признать, что расход топлива вырос вовсе не на 7%, а, как минимум, в 1,5 раза с учетом как увеличения пути, так и затрат на циклы «разгон-торможение». А что с износом? В этой связи стоит вспомнить эйфорию от «безпробежных» авто, которые массово гоняли из Германии и Японии до введения заградительных пошлин. Многие до сих пор помнят отличное состояние таких автомобилей, ввезенных с пробегами под 200 тысяч километров. Причина была всем очевидна — хороший климат и дороги.
Советские нормативы также учитывают условия эксплуатации. Один из коэффициентов расчета повышенного износа из нормативов оперирует с понятием «бездорожье», который в полной мере описывает ситуацию на тех участках направлений, где мы проводили эксперимент. Дорог там нет и формально, и фактически, а это значит, что мы с полным правом можем применить коэффициент из нормативов расчета износа. Этот коэффициент равен двум. То есть, нормативы предлагают считать пробег в ульяновских условиях двойным. – километр следопытства идет за два километра движения по дороге. Удостовериться в этом несложно, хотя обычно водители почему-то вспоминают лишь о нагрузке на подвеску. Но дело не только в подвеске… Вот лишь некоторые цифры, полученные нами на участке всего в 3 километра. Из-за объезда ям совершено 44 лишних торможения, из-за ям 106 раз был повернут руль на большие углы и более 80 раз лишний раз переключались передачи. Думается, что цифры прямо показывают, что двойной коэффициент имеет полное право на применение.
Что же получается? Получается, что один километр движения по направлениям оказывается воистину золотым! Если обычный расчет стоимости эксплуатации той же Лады Гранты обычно сводится к выводу, что один километр её пробега по дорогам обходится владельцу в 10,5 рублей, то в наших условиях эту цифру следует увеличить в 1,5 раза по топливу и в 2 раза по амортизации. Получается около 23 рублей. Таким образом, 3 километра следопытства по бездорожью обошлись нам в 66 рублей. Что делать? Если продолжать искать дороги среди ям, то следует воспользоваться все теми же мудрыми советскими рекомендациями, которые предлагают выбирать транспортные средства исходя из условий их эксплуатации. В нашем случае мы имеем дело с бездорожьем и, следовательно, необходимы автомобили, приспособленные для этих условий, то есть внедорожники. Для подобных автомобилей нормы амортизации и расхода рассчитываются иначе по причине того, что они находятся в своей стихии, на которую рассчитаны заводом. И это не обязательно УАЗы, и явно не импортные кроссоверы. Для серьезного бездорожья рекомендуется в первую очередь гусеничная техника. |
|