Посетители российских кинотеатров из всей кинопродукции предпочитают смешные мультфильмы – наподобие «Трех богатырей» и «Миньонов». По крайней мере, кассовые сборы 2015 года свидетельствуют именно об этом.
– Если говорить о предпочтениях жителей нашей страны в отношении именно российского кино, то здесь все выглядит удручающе: в 2015 году ни один из отечественных кинофильмов не вошел даже в десятку самых кассовых. Единственная картина, сделанная в России и вошедшая в двадцатку российского кинопроката – мультфильм «Три богатыря. Ход конем», – сообщил известный кинокритик и журналист Антон Долин.
Гость из Москвы встречался с ульяновскими киноманами на прошлой неделе – в рамках образовательного проекта «Академия Кино». Киновед поделился со слушателями своим мнением о современной ситуации в киноиндустрии и ответил на вопросы горожан.
Антон Долин: Запретами ничего не добьешься: нужно снимать хорошее кино и воспитывать вкус у зрителя
– Вот 2016 год на федеральном уровне у нас объявлен Годом кино. Намерения вроде бы благие – к примеру, Минкульт РФ хочет создать целую сеть новых кинотеатров в небольших городах страны – с целью показывать там российское кино. Ничего плохо тут вроде бы нет, но возникают закономерные вопросы: где возьмут столько новых российских кинокартин и главное – пойдет ли туда зритель? – спрашивает Долин.
По убеждению кинокритика, в отечественное кино давно пора перестать вкладывать бюджетные средства – тем более что ничего, кроме убытков, в итоге не получается.
– Лучше направить эти деньги в образование или, к примеру, медицину. Факт состоит в том, что наши зрители с удовольствием идут на голливудские блокбастеры, а не на отечественное кино. И какими-то запретами, квотами или дополнительными денежными вливаниями здесь не поможешь.
Как считает кинокритик, существует несколько причин того, почему российская киноиндустрия переживает серьезный кризис.
– Во-первых, дело в самих зрителях. Выросло целое поколение, которое отвыкло ходить в кино и которое не умеет ценить того, что создается в России. Приведу только один пример: кассовые сборы «Левиафана» Звягинцева во Франции намного больше, чем в России. Во-вторых, конечно, пиратство. Если есть возможность бесплатно что-то скачать, вряд ли кто-то пойдет в кинотеатры, – отмечает выступающий.
Антон Долин указывает также на то, что бесполезно уповать на какие-то идеологические запреты или – наоборот – понукания.
– Глубокое и пристальное рассмотрение фактов свидетельствует: все популярные фильмы – не про идеологию, а про чувства, искренние переживания и жизнь. Зрители, прежде всего, хотят сопереживать и развлекаться в кино. Возьмем, к примеру, тот же российский фильм «Сталинград», получивший самые большие кассовые сборы за постсоветский период. Почему это произошло? Вовсе не потому, что там «много патриотизма». Патриотическая тематика там лишь постольку, поскольку это фильм о войне. Все дело в том, что в картине неплохо отражены чувства людей, отлично и несхематично представлены образы «врагов», чего не хватало многим подобным кинолентам, выходившим ранее.
В завершение встречи кинокритик ответил на вопросы ульяновцев, связанные с авторским кино и возможностью смотреть определенные фильмы в Ульяновске.
– Сейчас снова настало время киноклубов – нужно объединяться и связываться с кинотеатрами. В этом случае зрители смогут добиться показа тех фильмов, которые обычно не берут прокатчики, справедливо опасаясь ситуации «пустых залов».
Евгений Нувитов