7 апреля президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении Сергея Морозова врио губернатора Ульяновской области, до выборов нового руководителя субъекта РФ.
За 11 лет пребывания на посту губернатора Ульяновской области Сергей Морозов прославился патриотическими инициативами, экономически неоднозначными проектами и попытками определиться с территориальным брендом, но это все, однако, не помешало ему привлечь в регион пул крупных промышленных инвесторов, и вывести территорию в список лидеров по инвестиционной привлекательности. Сказочные идеи и неудачные стартапы сыграли на понижение рейтинга губернатора.
Сейчас эксперты говорят о необходимости реализации внятной политики и реальных, а не “экзотических проектов”.
Морозов впервые был избран главой администрации региона в декабре 2004 года, далее последовало два переназначения на пост губернатора. В 2006 году его кандидатура была внесена президентом РФ Владимиром Путиным, в 2011 году – президентом РФ Дмитрием Медведевым. Президент РФ Владимир Путин 7 апреля подписал указ о назначении Морозова, полномочия которого на посту главы Ульяновской области истекли, врио губернатора региона до выборов, которые пройдут в сентябре.

Импортозамещение по-ульяновски
Сергей Морозов пытался реализовать в Ульяновской области, как он называл сам, “особое импортозамещение” – производство российской продукции по зарубежным технологиям. Здесь, по данным Корпорации развития Ульяновской области, открыты первые в России заводы компаний DMG Mori Seiki (японско-немецкий концерн), Nemak (Мексика), Jokey Plastik (Германия), Hempel (Дания). В 2016 году ожидается запуск первого в России и СНГ завода Bridgestone (Япония).
По информации правительства, в экономике области почти в равных долях распределены вложения зарубежных и российских компаний.
Самарский политконсультант Эрнест Старателев, знакомый с ситуацией в регионе, позитивным результатом работы Морозова также назвал приход десятков инновационных предприятий. “Я никогда в России не видел заводов, которые питаются от солнечной энергии и “ветряков”, а в Ульяновской области они есть”, – сказал эксперт.
По информации регионального министерства экономического развития области, по динамике иностранных инвестиций, в сравнении с 2011 годом, Ульяновская область вошла в первую десятку регионов России с показателем 450,4%.
Ульяновская область названа в числе абсолютных лидеров по данным национального рейтинга инвестклимата в субъектах РФ Агентства стратегических инициатив. В пятерке лидеров также Татарстан, Калужская, Белгородская, Тамбовская области.
“Ульяновская область очень непростой для управления регион. В 1990-х и начале 2000-х она пережила тяжелейшую и длительную депрессию главной отрасли – машиностроения, долгие годы неэффективно управлялась, все еще силен советский менталитет населения. Чтобы область “раскочегарить”, что-то поменять, требуются двойные усилия. Морозову это удается делать, регион заметно поменялся в лучшую сторону “, – такую оценку губернаторству Морозова в разговоре с ТАСС дала директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Источник креатива
Ульяновская область получила известность благодаря оригинальным инициативам.
В 2005 году губернатор Морозов стал инициатором акции “Роди патриота в День России”. В ней могут участвовать жительницы области, ожидающие рождение ребенка в июне. Победительницу выбирают из тех, чьи дети появятся на свет 12 июня, в День России. Главный приз акции – автомобиль УАЗ-“Патриот”. Эта акция приобрела достаточно большой успех, затем 12 сентября в области объявили Днем семейного общения, в народе получившего название “День зачатия”. В этот день всем руководителям предприятий рекомендуется отпустить своих сотрудников с работы пораньше на час-два в надежде, что через 9 месяцев в области появятся на свет новые патриоты.
Эксперт Нина Дергунова рассказала ТАСС, что люди сначала с интересом воспринимали инициативы губернатора, даже те, которые вызывали улыбку. “В последнее время складывается впечатление, что многие из них не доводятся до конца и приобретают характер либо некой “компанейщины”, либо пиара. Когда их (идей) много и хочется все время заявить о себе, не хватает сил довести до конца и показать эффективность”, – отметила она.
Например, в 2011 году область была объявлена родиной Колобка, а с мая 2015 года по инициативе Морозова ульяновских чиновников стали назначать на высшие руководящие посты только при наличии поручителя. В декабре 2011 года правительство Ульяновской области стало официальным правообладателем товарного знака “Авиационная столица России”.
“То Ульяновск объявляется родиной памятников Ленина, то через полгода – родиной Карамзина, Гончарова и Керенского с отрицанием ленинского (наследия). Сейчас в области обсуждается инициатива введения премии Ленина, а до этого хотелось переименовать Ульяновск в Симбирск. Это дестабилизирует, и народ перестает понимать, какова линия”, – подчеркнула эксперт.

Потеря рейтинга и открытости
В рейтинге эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) по итогам 2015 года Морозов занял 69-70 место, потеряв 16 позиций, по сравнению с 2014 годом (53-55 место). В пояснительной записке к документу говорилось, что падение связано “с вмешательством в дела политической партии, игнорировании решений руководящих органов партии, а также с проверками строящегося Центра медицинской радиологии в городе Димитровграде”.
Партийный конфликт произошел в октябре 2015 года, когда в Ульяновске прошли выборы главы города. На этот пост претендовали 2 кандидатуры – действующая глава города Марина Беспалова и глава администрации города Сергей Панчин. Депутаты не поддержали Беспалову, а позже региональный политсовет “Единая Россия” исключил ее из партии. Причинами стали “несоблюдение устава партии, действия, дискредитирующие партию и наносящие ущерб ее политическим интересам”. Руководство “Единой России” посчитало это “проявлением административно-бюрократического произвола” со стороны региональных властей. Через несколько дней президиум Генсовета “Единой России” восстановил Беспалову в партийных рядах.
Другой скандальной темой стало продление сроков строительства Центра медицинской радиологии в Димитровграде, который изначально планировали построить к 2014-му, а затем к 2017-му году. В СМИ также говорилось о возможном нецелевом использовании 6 млрд рублей, но о дальнейшем развитии ситуации и возбуждении уголовных дел не сообщалось. В пресс-службе Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), государственного заказчика объекта поясняла, что срок ввода в эксплуатацию объекта продлен до 2018 года в связи с изменением технических условий, а информация о нецелевом использовании бюджетных средств недостоверна. В свою очередь, губернатор заявил журналистам, что “проверки, которые проводились, не подтвердили ничего из того, что писало одно из изданий”.
В целом эксперты не считают работу Морозова на посту главы региона неэффективной и высоко оценивают его электоральный рейтинг.
“Согласитесь, споры с представителями партии “Единой России” в регионе не могут повлиять на позицию губернатора и на то, как к нему будут относиться инвесторы и жители”, – поясняет политконсультант Старателев.
По его мнению, Морозов – это очень открытый губернатор “для людей, которые живут в регионе, для бизнеса, который работает в области”.
“Не было протестов, люди не выходили на улицы, не было страшных миллионов, которые нашли в кабинете,” – добавил эксперт.
При этом профессор Дергунова все же отмечает, что в последнее время губернатор очень изменился. “Последние годы чувствуется нервозность. Всегда были открыты для СМИ еженедельные совещания, вдруг они закрылись. Это еще раз говорит о том, что область лихорадит”, – добавила эксперт.
Дергунова также считает, что первую половину своей деятельности, с точки зрения стиля руководства, для Морозова был более характерен демократичный, открытый стиль. “Он реагировал на критику, за нее не было “репрессий”. В последнее время появились нотки авторитаризма, стало сложнее работать. Это не лучшим образом влияет на атмосферу”, – уточнила она.
Эксперт отмечает, что нотки авторитаризма стали накапливаться и такие сигналы были восприняты общественностью отрицательно. “Сейчас желания жить активной политической жизнью и высказывать свою позицию практически нет. Мы со студентами проводили опрос членов общественных советов при министерствах, они поделились: “когда нас избирали, думали, что будет общественный диалог с властью, чтобы мы обсуждали какие-то проблемы. Оказалось, нужно, чтобы молчали и поднимали руки, когда нужно одобрить то или иное решение, которое спускает сверху власть”.

Стартап-губернатор
Жители Ульяновской области запомнят прошедший период правления Сергея Морозова как время грандиозных и фантастических проектов. Правда, не все запланированные и объявленные проекты оказались реализованы. От некоторых идей власти отказались на самом начальном этапе, так и не получив ожидаемых результатов.
В 2009 году областное правительство заключило соглашения о создании в регионе струнного транспорта Юницкого. Это разработка инженера Анатолия Юницкого, которая представляет собой специальный автомобиль на стальных колесах, катающийся по толстым металлическим канатам – струнам, натянутым над землей. Якобы, эта система позволит достичь скорости движения до 550 км в час. Проект так и не воплотился в связи с дороговизной и его поверхностной проработкой.
В августе 2009 года на международном аэрокосмическом салоне “МАКС-2009” в подмосковном Жуковском правительство Ульяновской области и компания “ЛокомоСкай” заключили соглашение, которое предполагало создание производства аэростатического термобалластируемого летательного аппарата типа “локомоскайнер”. Внешне изобретение напоминает “летающую тарелку”, оно работает по принципу дирижабля. В области планировалось создавать линейку аппаратов большой грузоподъемности – до 600 тонн. По информации областного правительства, локомоскайнеры планировалось использовать для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов в труднодоступные районы Сибири и Дальнего Востока, а также наружных пассажирских гондол и специальных подвесок, в том числе для спасательных операций в зонах стихийных бедствий. Проект также не воплотился в жизнь из-за недостаточной проработанности.
Дергунова отметила, что такие проекты у многих вызывали смех. “Они не были проработаны, а когда были отменены, никто даже не удивился. Это говорит о некоторой неразборчивости в инициативах, стремлении удивить, а не довести до конца. Складывается впечатление, что системную, невидную работу команда не очень любит”, – считает Дергунова.
По ее словам, когда повторяются не очень эффективные предложения, ждут чего-то нового, то потом, когда ничего не получается, снижается уровень доверия. “Часто насчет каких-то предложений люди говорят: “Да, очередной пиар”. Появляется элемент недоверия”, – рассказала Дергунова.
Хотя Наталья Зубаревич считает, что некоторые проекты губернатора, может быть, выглядят несколько “экзотическими”, но при этом обращает внимание, что затевались они для стимулирования развития региона.
При этом сам Морозов в одном из интервью, вспоминая необычные проекты, в том числе проект с дирижаблями сказал: “Мы правильно определили направление, правильно пошли, но если заново сейчас начать, многое бы я сделал по-другому”.