В Ульяновске местные жители, протестующие против строительства элитного жилого комплекса на волжском склоне, перекрыли одну из главных магистралей города. Люди убеждены, что именно крупная стройка, которую отстаивают местные власти, стала причиной масштабного оползня, ущерб от которого, лишь по предварительным данным, составляет около 3 млрд руб.
Около 200 ульяновцев собрались перед входом на стройплощадку, обнесенную забором. Именно за ним по плану должен появиться жилой комплекс «Пионер Парк», который представляет собой восьмиподъездный дом в 24 этажа.
Местные жители не первый месяц боролись с этой стройкой почти в самом сердце города, поскольку полагали, что волжский склон может не выдержать такой махины и сползет.
Ждать пришлось недолго — мощный оползень произошел в Ульяновске несколько дней назад.
В результате была практически полностью разрушена дорога, ведущая к мосту через Волгу, который соединяет Заволжский район города с центральной частью.
Сначала местные чиновники заявили, что смогут устранить последствия ЧП в максимально короткие сроки. Однако вскоре стало понятно, что разрушения оказались значительными. Оползень продолжился в последующие дни, не останавливается он и сегодня. В результате повалены деревья и столбы линий электропередачи. Власти оценили ущерб примерно в 3 млрд руб. После этого появилась информация, что дорога к мосту, именуемая в городе из-за своей траектории «грузовой восьмеркой», будет закрыта как минимум на несколько лет, а в городе был введен режим чрезвычайной ситуации.
Оползень угрожает нескольким жилым домам, которые находятся в опасной зоне, а также железной дороге.
На сход граждан прибыл глава города Сергей Панчин, который с ходу заявил, что стройка будет продолжаться, поскольку она «не имеет отношения к оползню». По его словам, в зимний период выпало обильное количество снеговых осадков, «было более 40 перепадов температур до плюсовых значений, в итоге произошло водонасыщение оползневых масс волжского склона».
«Именно по причине оползней в советское время никакое масштабное строительство на этом месте не велось. В частности, власти в свое время отказались от строительства 18-этажной гостиницы «Интурист», — пояснил краевед, доцент Ульяновского госуниверситета Сергей Петров. По его словам, опасность заключается в том, что пойти под откос может не только железная дорога, имеющая стратегическое значение для всей страны, но и центральная часть города – площадь 30-летия Победы, легковая «восьмерка», ведущая на волжский мост, здание областной филармонии и даже речной порт.
Гендиректор ООО «УК КПД-2», выступающего застройщиком проекта, Валерий Давидзон заявил, что «строительство никакого отношения к оползню, который происходит несколько раз за 100 лет, не имеет». «Проектно-разрешительная документация, включая экспертизу, оформлена в соответствии с законодательством. Оснований для остановки строительства просто нет», — добавил Давидзон.
К слову, сити-менеджер Ульяновска Алексей Гаев в недавнем прошлом являлся заместителем гендиректора Управляющей компании КПД-2. Именно он на сходе активно отстаивал интересы застройщика.
Чиновник вновь подтвердил, что стройка будет идти по плану, а всем недовольным он посоветовал обращаться в суд.
«То есть вам плевать, что наши дома уже сползают в Волгу? Вам плевать, что мы находимся в опасности?» – обратилась к Гаеву местная жительница. «Мы рассмотрим ваше обращение», — ответил он.
Однако ответы чиновников явно не удовлетворили граждан — они потребовали немедленно остановить строительство. Представители властей дали понять, что это невозможно.
После этого толпа людей вышла на проезжую часть и несанкционированно перекрыла движение транспорта по улице Кирова — одной из основных городских магистралей. На место сразу же подтянулись бойцы ОМОНа и сотрудники ДПС, которые попытались вытеснить протестующих с дороги. Однако люди отказывались уходить.
«Что делать? Ну что мне делать? — кричал в телефонную трубку сити-менеджер Гаев. — Мне что, их разгонять?»
Машины пускали в объезд, исключение протестующие сделали лишь для скорой помощи.
Один из высокопоставленных сотрудников полиции убеждал людей не нарушать общественный порядок, обещая в ином случае «подогнать автобус и всех погрузить». «А вы бы купили в этом комплексе квартиру, на этом ползущем склоне»? — спросили у полицейского. «Я? Нет, я бы не купил», — замахал он руками.
«Люди тут находятся по той причине, что стройка угрожает их жизни, а власть ничего не делает, игнорирует их требования», — пояснял депутат облпарламента Алексей Куринный.
Сити-менеджер Алексей Гаев судорожно метался по проезжей части, заявляя, что «речь идет о настоящей провокации». Глава города Панчин, в 18-й раз рассказавший про обильные осадки, насупившись, молчал.
«Вы всю жизнь живете в Ульяновске, вы же знали, что этот склон ненадежный», — обратились к нему журналисты. «Не знал», — тихо ответил Панчин.
К слову, первое разрешение на строительство «Пионер-Парка» подписал именно глава города Сергей Панчин, а второе разрешение позднее было подписано Алексеем Гаевым.
Как сообщили «Газете.Ru» в отделе продаж КПД-2, из-за оползня стройка приостанавливаться не будет. «Проект прошел много экспертиз, никакой опасности нет. Продажи открыты», — заявила представитель компании.
Старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима сообщил «Газете.Ru», что в настоящее время ведомство проводит проверку по факту оползня.
Главный редактор ульяновского портала Ulnovosti.Ru Ирина Александрова, занимающаяся расследованием ЧП, сообщила «Газете.Ru», что в этой истории немало нестыковок.
«Глава города Панчин сообщил горожанам, что некая «государственная комиссия» в составе специалистов из «трех проектных институтов» выдала заключение о причинах оползня. Однако чиновник отказался представить заключение «государственной комиссии». Что касается «государственной комиссии», то таковой в реальности оказалась группа из двух специалистов: гендиректора ЗАО «УльяновскТИСИз» Сергея Трибунского и главного инженера московского проектно-изыскательского института «Гипрокоммунстрой» Владимира Кукушкина», – пояснила Александрова.
По ее словам, обе организации — небольшие коммерческие структуры.
Экспертизу самого строительного проекта выполняли две негосударственные организации ООО «САЛИН-МЕТ» и ООО «Стройэкспертиза». «Согласно данным из открытых источников, обе организации — ульяновские частные конторы с уставным капиталом по 10 тыс. руб., часто используемые компанией-застройщиком», — отметила собеседница «Газеты.Ru».
Блокирование магистрали продолжалось около 45 минут. После этого люди решили добровольно разойтись, обещав прийти снова.