На сегодняшнем президиуме областного Совета по демографической и семейной политике была представлена информация департамента программного планирования и оценки регулирующего воздействия минэкономики региона о том, что в сфере повышения рождаемости материальные факторы у ульяновцев постепенно отходят на второй план. По словам директора департамента Максима Светунькова, перелом наметился с 2012 года. Согласно анализу, проведенному экономистами, сейчас региону для повышения рождаемости нужно сосредоточиться на трех моментах: укреплении института семьи, создании мест в детских садах и на здоровье населения.
«Мы попытались ответить на вопрос: «Какие факторы влияют на рождаемость?» – рассказал Максим Светуньков, представивший результаты комплексного анализа демографических показателей в Ульяновской области.
При проведении анализа было решено ограничиться 12-ю последними годами, в общей сложности было взято порядка 50 различных статистических факторов, 11 основных – показательных, зависимость в которых составляет более одного процента. Среди них – факторы социального, культурного, экономического, материального характера.
«Первые результаты нас несколько удивили: мы привыкли говорить, что, как правило, основной определяющий фактор, влияющий на рождаемость, носит материальный характер – уровень дохода или обеспеченность жильем. Как показала статистика, у нас, начиная с 2012 года, произошел перелом, и сейчас эти тенденции подтверждаются – материальные факторы отошли на второй план».
По словам экономиста, результаты удивили тем, что зависимости между материальными факторами и рождаемостью в регионе оказались не такими высокими, как зависимости от других факторов. Например, анализ показал, что увеличение обеспеченности жильем на 1 процент приведет к увеличению рождаемости на 3 процента, или на 429 детей в год. Если у нас увеличится среднемесячная заработная плата на 1 процент, то рождаемость увеличится почти на 3 процента, это более 400 детей. А вот у трех других факторов – здоровья, мест в детских садах и института семьи – эти зависимости оказались более показательными.
Третьим по значимости оказался фактор женского здоровья
Согласно данным, приведенным Светуньковым, снижение бесплодия у женщин всего на один процент приведет к росту уровня рождаемости на 3,94 процента, или на 591 ребенка в год. Снижение заболеваний репродуктивной системы женщин даже на один процент способно дать рост рождаемости на 3,75 процента, или 562 ребенка в год. Если в вышеописанных показателях порядок прироста был 300, то здесь уже почти 600 детей, обращает внимание экономист. Профилактика здоровья, диспансеризация и другие меры могут улучшать здоровье и повышать рождаемость, отметил Светуньков.
Вторым по значимости является фактор обеспеченности местами в детских садах
Фактор наличия мест в детских садах оказался более важным для населения региона, чем материальный или жилищный вопрос. По мнению экономиста, это связано с тем, что появились работающие механизмы, например, в сфере обеспечения жильем (различные формы кредитования, ипотека).
«Это не означает, что проблема снята и она не актуальна, степень ее значимости уменьшилась. То же самое с уровнем дохода – население уже нашло механизмы поиска приработка, увеличения дохода, и здесь роль государства снижается. А вот обеспечение детскими садами мы уже не можем отпустить в свободное плавание – здесь требуется государственное регулирование».
По данным анализа, строительство даже одного дополнительного детского сада на 160 мест способно увеличить количество родившихся детей на 708 человек в год.
«Конечно, это не означает, что область нужно застроить детскими садами, и это спровоцирует рождаемость, но, по крайней мере, можно акцентировать усилия на этом направлении».
Наконец, самым главным фактором для повышения рождаемости в Ульяновской области на данный момент является укрепление института семьи
По словам Светунькова, есть четкая взаимозависимость между браками и рождением детей: как правило, решение о рождении второго и третьего ребенка чаще принимается именно людьми, находящимися в браке.
«Если мы стимулируем брачность и уменьшаем количество разводов, мы стимулируем рождение второго и третьего ребенка. То же самое – и с разводами. Подчас это единственный выход, но часто практика семейных психологов позволяет снизить уровень разводимости и сохранить семью».
Впрочем, материальная составляющая никуда не делась, еще раз подчеркнул Светуньков:
«В прошлом году мы проводили комплексную оценку регулирующего воздействия мер социального стимулирования рождаемости и материнств. Однозначно, меры поддержки, материнский капитал сыграли свою роль, но степень удовлетворенности уже достигнута, и столь мощного эффекта уже не будет, нужно акцентироваться на других векторах, которые можно регулировать со стороны государства».
Богомолов
Как раз в деньгах все дело. Деньги Это своя квартира!!!Сейчас людям негде размножаться.