В Ульяновском областном драматическом театре им. И.А. Гончарова представили новый спектакль «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова.
Молодой режиссер-постановщик Олег Молитвин из Санкт-Петербурга, вероятно, выбрал эту пьесу классика советской драматургии, чтобы рассказать нам о сегодняшнем нашем времени и о нас сегодняшних, подтолкнуть к размышлениям.
Александр Вампилов, опубликовавший свою первую пьесу в 1966 году, одним из первых увидел и зафиксировал ту червоточину, что доведет до краха огромную страну. Потом в новой России расцветут пышным цветом все те пороки, что были, как казалось, «отдельными» явлениями.
Дабы сконцентрировать внимание на происходящем на сцене, художник-постановщик Екатерина Малинина минимизировала декорации: столы, стулья, затянутый черным задник сцены.
Главному герою – студенту университета Николаю Колесову – по ходу действия предстоит пройти от искушения до падения, а затем – открытого протеста. Сделка со своей совестью ради получения диплома оказалась тяжела для его души и толкнула на неожиданный поступок – публичный разрыв заветного документа. Эта роль, доставшаяся Алексею Гущину (во втором составе – Александр Лебедев), пока еще достаточно схематична. Ему, как и исполнительнице роли Тани (Дарья Фарафонова, во втором составе – Ксения Байдураева) – девушки, в которую влюблен Колесов, еще предстоит многое уточнять, облекая в плоть и кровь своих персонажей.
Более убедительно смотрится другая пара студентов – Маша (Мария Прыскина) и Букин (Виталий Злобин), чья свадьба в общежитии так нелепо заканчивается разрывом. Оба актера органичны, проходя вместе со своими героями путь друг к другу через обиды и непонимания. У них действительно любовь, в отличие от поверхностных чувств Колесова и Тани.
Рельефно сыграны образы отрицательных персонажей. Тут не подкачала старая театральная «гвардия». Заслуженный артист России Виктор Чукин в роли ректора университета мастерски искушает шалопая-студента Николая.
В обмен на обещание не встречаться со своей дочерью Таней ректор сулит ему сначала диплом, а затем аспирантуру. Перед зрителем предстает циничный карьерист и черствый функционер, давно забросивший науку, в нем явственно проступают демонические черты.
Не менее отталкивающим выглядит Золотуев в исполнении заслуженного артиста России Владимира Кустарникова. Свою философию торгаша и взяточника, уверенного, что любого человека можно «купить», главное – знать, сколько нужно дать, этот «дядя» проповедует Колесову. Незадачливый студент вынужденно «батрачил» на его дачном участке после изгнания из вуза.
Золотуев копит деньги на взятку ревизору, который много лет назад «посадил» его за «обман народа», отказавшись «взять на лапу». Но и на сей раз, аж 20 тысяч рублей, ревизор не взял! Да хоть и больше ему давай – не возьмет, честность не позволит. И этот поступок ни разу не появившегося на сцене персонажа не может не вызывать уважения.
Пьеса Вампилова – протест, и спектакль подхватывает этот эмоциональный посыл из советского прошлого. В исцеляющую душу человека силу искусства можно верить или не верить. Очень хочется верить…