55лет назад произошло судьбоносное событие в истории человечества – первый полет пилотируемого космического аппарата «Восток», на борту которого был Юрий Алексеевич Гагарин. С той поры 12 апреля навсегда стало Днем космонавтики. Отрадно отметить, что среди тех, кто приложил руку к делу покорения звездного пространства, был и наш земляк Николай Степанович Мартемьянов, осуществлявший связь с первыми советскими космонавтами.

Сегодня Николай Степанович – просто скромный военный пенсионер. О былых заслугах напоминает лишь парадный китель с орденами и медалями, да макет ракеты Р-7 (той самой, что вывела на орбиту Юрия Гагарина. – Авт.), хранящийся дома как семейная реликвия. Но стоит ветерану открыть альбом с фотографиями, как перед собеседниками буквально оживают картины одного из ярчайших эпизодов в истории нашего государства – покорения космоса.

Обитатели «Золотого клопа»
– Меня направили для прохождения службы на Байконур в 1959 году, после окончания Ульяновского училища связи, – рассказал Николай Степанович. – Космодром еще только строился, не было ни одного многоэтажного здания, только бараки, да так называемые финские домики. В одном из таких оборудовали гостиницу. Мы прозвали ее «Золотым клопом», благо этих насекомых было просто множество. Да еще змеи, жара…

В таких условиях предстояло наладить связь с запускаемыми космическими аппаратами. Современное оборудование показалось бы тогда фантастикой – даже в первых четырех полетах общаться можно было лишь в одностороннем порядке: либо прием, либо передача.

– Помню, как набирал текст и зачитывал на борту, – продолжил рассказ ветеран. – А когда летали собаки Белка и Стрелка, включали связь и заслушивали мой голос. Работа была очень напряженная – все предстояло сделать в сжатые сроки.

Настоящий пик звездной гонки, в которой главным конкурентом СССР были США, пришелся на конец 1960 года.

– На космодром прибыла кавалькада машин, в которых были участники первого отряда космонавтов во главе с Сергеем Павловичем Королевым, – объяснил Николаи Мартемьянов.

– Помню, как он подошел и спросил, сможем ли обеспечить связь, если полетит человек. И вскоре я узнал и Юру Гагарина.

Елка от Гагарина
– В обычной жизни космонавты были такими же людьми, как и все мы, – вспоминает Николай Мартемьянов. – Например, Юра Гагарин был очень спортивным парнем, постоянно тренировался. С Германом Титовым мы и вовсе семьями дружили, вместе бытовые вопросы решали. Люди они были очень отзывчивые, Большой души. Однажды на Новый год мы попросили привезти нам елку. Настоящую доставить, правда, не получилось, но Гагарин привез нам искусственную. Потом она много лет украшала нам праздник.

Особое место в архиве ветерана занимают фото, посвященные проекту «Союз-Аполлон»

– первому совместному полету советских и американских космонавтов.

– Помню, встречали делегацию США как дорогих гостей, – объяснил Мартемьянов. – Девушки в национальных казахских платьях, даже юрту на космодроме поставили.

Всего более чем за два десятка лет Николай Степанович участвовал в пуске 48 советских и 12 иностранных космонавтов. В начале 1980-х он с супругой вернулся в Ульяновск – тяжелые условия космодрома не позволили продолжить службу. Но 12 апреля навсегда остался в доме главным семейным праздником.

– Что бы ни происходило в стране и за рубежом, но главным остается одно – в космосе мы были первыми, – сказал на прощанье ветеран. – И сегодняшний праздник – наш!