Пробовали ли вы когда-нибудь поправить свое здоровье с помощью биологически активных добавок и гомеопатии? Считаете ли вы, что генно-модифицированные продукты чудовищно опасны?
Тогда вам точно стоило посетить публичные лекции двух московских ученых и популяризаторов науки Алексея Водовозова и Михаила Гельфанда. Они приезжали в Ульяновск на прошлой неделе – в рамках лектория, организованного при поддержке просветительского фонда «Эволюция».
БАДы и гомеопатия: не лечат, но могут навредить
– Объем современного мирового рынка гомеопатических средств – около 115 миллиардов долларов, БАДов – более 200 миллиардов. Понятно, что те, кто связан с этим бизнесом, никогда не откажутся от подобной прибыли. Однако непредвзятый взгляд и научные исследования однозначно говорят о том, что нет ни одного объективно подтвержденного факта, который бы свидетельствовал о терапевтической пользе этих препаратов. За исключением разве что эффекта плацебо, – уверяет врач-терапевт высшей квалификационной категории, научный журналист Алексей Водовозов.
Он рассказал своим слушателям, собравшимся в стенах УлГТУ, об истории гомеопатии и современном состоянии этой ветви альтернативной медицины.
– Основатель гомеопатического лечения – доктор Самуэль Ганеман. Его главный труд – «Органон врачебного искусства», изданный в 1810 году, является своеобразным «катехизисом гомеопатии». Но совсем немногие из тех, кто производит гомеопатические средства и принимает их, знаком с данной книгой, – констатирует выступающий.
Как известно, альтернативная медицина предлагает использовать сильно разведенные препараты, чтобы вызывать ослабленные симптомы той болезни, от которой пытаются избавиться (по магическому принципу: «Подобное лечат подобным»). При этом степень разведения упомянутых препаратов порой достигает космических масштабов.
Алексей Водовозов
– Вот, к примеру, препарат с надписью «Белладонна», на котором указано: «200С». Это означает, что изначальный, матричный, раствор разведен около 200 раз. На первый взгляд, звучит правдоподобно, но на самом деле речь идет о следующем соотношении: 1 молекула на все молекулы, содержащиеся в 10320 Вселенных, подобной нашей. Иными словами, в этом растворе упомянутого вещества просто нет, – отмечает врач.
В действительности «гомеопатическими» сейчас могут именовать какие угодно средства, поскольку такое определение позволяет в разы облегчить регистрацию и выход на рынок. Такая же ситуация с БАДами.
– Тут самое важное, чтобы эти добавки к пище просто не навредили, поскольку о каком-либо терапевтическом эффекте не может идти и речи.
Выступающий рассказал о многочисленных случаях, когда под видом «натуральных БАДов» продавалась немыслимая смесь различных лекарств.
– Вот, к примеру, в США в 2011 году проанализировали состав 75 различных «натуральных добавок» для похудения и – ужаснулись! В состав входили сибутрамин – вещество, усиливающее чувство насыщения, причем в больших дозах. Поскольку одним из побочных эффектов сибутрамина является аритмия, «умельцы» добавили туда фенитоин – антиаритмик, плюс слабительное и так далее. К слову сказать, в 1993 году растительные БАДы, предложенные одной бельгийской фирмой, вызвали у 105 пациентов патологию и рак почек.
«Нестрашное ГМО»
Совершенно другие мифы, связанные с негативным отношением людей к генно-модифицированным продуктам, попытался развенчать доктор биологических наук, профессор Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд.
– Маркер «Без ГМО» сейчас используется везде – даже на коробках с поваренной солью и минеральной водой. Эти слова ровно ничего не значат и имеют только одну цель – повысить спрос, привлечь покупателей. Многие, да что там говорить – большинство людей просто не имеют никакого понятия, что такое гены, генная инженерия и генно-модифицированные организмы, – говорит профессор.
Михаил Гельфенд
Он привел несколько показательных примеров: так, большая часть инсулина – гормона, без которого немыслима жизнь больных диабетом – синтезируется в современном мире с использованием генной инженерии. Отдельные ГМ-сорта кукурузы, картофеля, сахарной свеклы уже не один год производятся и продаются во многих странах мира – в том числе в России.
– Не существует ни одного научно доказанного факта вреда потребления ГМ-продуктов, разрешенных к коммерческому использованию. В природе без всякого участия со стороны человека ежесекундно происходят миллионы мутаций на генетическом уровне – это естественный процесс. Человек тысячелетиями занимается селекцией животных и растений – это тоже отбор на генетическом уровне, правда, не такой точный и направленный, как это происходит в случае с генной инженерией, – заверяет выступающий.
Он вспомнил об известном и скандальном эксперименте французского микробиолога Эрика Сералини, статья которого несколько лет назад потрясла весь мир. Тогда тысячи газет и сайтов опубликовали жуткие фотографии крыс, покрытых опухолями. Рак у животных возник якобы в результате ГМ-кукурузы.
– Этот эксперимент не выдерживает никакой критики и проведен на совершенно неверных основаниях, – заявляет Гельфанд.
После лекций слушатели больше часа не отпускали выступающих – задавали вопросы и принимали участие в обсуждении. Самые активные участники дискуссии получили в подарок от гостей из Москвы интересные книги, посвященные генетике.
Евгений Нувитов
Alik Mazay
У деятелей искусства это называется чес провинции. Два околонаучных болтуна посетили провинциальный город, вывалили на провинциалов гору ерунды и передернутых фактов, “передали информацию”, короче, и усталые, но довольные, к тому же неплохо заработавшие, вернулись в столицу.