Павел Аптекарь
Почему гаражная экономика в России никогда не станет бизнесом.
Если дачи в России – неотмирающий рудимент сельскохозяйственного уклада, то гаражи, вероятно, можно считать протосредой для бизнеса, который никогда не родится.
Деятельность возникших в 1960-е гг. гаражных кооперативов (ГСК) первоначально жестко регулировалась: они предназначались только для хранения автомобилей и запчастей, размеры боксов были стандартными. Впоследствии правила смягчались: члены ГСК получили возможность выбирать председателей, автовладельцы могли строить гаражи больше разрешенных размеров, устраивать погреба и подсобные помещения. В гаражах появились первые неофициальные автосервисы. Период конца 1980-х – 1990-х гг. был временем бурного роста гаражных промыслов. Владельцы боксов стали использовать их для извлечения выгоды, размещая мастерские, мелкие производства или сдавая в аренду. Это не бизнес, ориентированный на развитие, а промыслы, обеспечивающие выживание или достойную жизнь.
Неписаные нормы поведения, выработанные владельцами боксов, позволяют им компенсировать правовую неопределенность и вести самостоятельную хозяйственную деятельность, почти не взаимодействуя с представителями власти, указывают авторы нового доклада фонда «Хамовники» «Гаражная экономика» Александр Павлов и Сергей Селеев. В ходе исследования они опросили владельцев гаражей в 60 городах 8 регионов России.
Специализация гаражных промыслов разнообразна. В Тольятти и Набережных Челнах их продукцию покупают ВАЗ и «Камаз», в Ульяновске работают мебельные производства, на юге отдельные ГСК превратились в таунхаусы для сдачи отдыхающим внаем. В Ульяновске занятые в гаражах составляют примерно треть экономически активного населения, в Анапе – 25%. Однако эта деятельность практически не масштабируема как благодаря субкультурным ограничениям, так и из-за чрезвычайно агрессивного делового климата в России.
Правовой статус гаражей и их владельцев остается неопределенным, деятельность ГСК регламентируется отдельными нормами Гражданского и Земельного кодексов, закона «О потребительской кооперации». Сейчас возведение гаражей или их переделка не требуют официального разрешения на строительство, использование под промыслы регламентируется слабо. При этом право собственности на многие гаражи остается условным, часть ГСК по-прежнему владеют землей на правах долгосрочной аренды. Если городским властям или аффилированному с ним крупному бизнесу понадобятся участки, их могут изъять без достойной компенсации, назвав свидетельства о собственности «фальшивыми бумажками».
Впрочем, местной власти это обычно невыгодно. Конфликты с властью и контролирующими органами разрешает председатель ГСК с помощью неформальных инструментов. Владельцы промыслов помогают муниципалам, выделяя деньги на благоустройство и другие нужды и таким образом часто подпитывая неофициальные фонды.