Хороший отдых обычно ассоциируется либо с морем-пляжем, либо с туристической поездкой по «достопримечательным местам». Однако есть и другой интересный способ провести часть отпуска или выходные – посетить какое-нибудь яркое событие.

Геннадий Шаталов: Зрелищное событие – эффективный способ привлечь внимание туристов к конкретной территории. Путешественники отправляются в дорогу ради новых впечатлений, новых знаний и отдыха. Сочетание этих трех факторов помогает развиваться и организаторам событий, и туристическим операторам, и региональной экономике в целом

Туристы хотят «зрелищ»
– Так называемый «событийный туризм» сейчас очень активно развивается во всем мире. За последнее десятилетие мировой оборот, связанный с данным типом туризма, возрос до сотен миллиардов долларов. Россия пока из этого потока черпает скромные два процента – несмотря на то, что у нас происходит огромное количество очень любопытных событий, – сообщила директор регионального агентства по туризму Юлия Скоромолова.

Она рассказала об этом на семинаре, посвященном презентации успешных турпрактик Ульяновской области, – в рамках деловой программы Первой межрегиональной выставки-ярмарки «Отдых на Волге». На упомянутом семинаре выступил эксперт федерального уровня – основатель нацпремии в сфере туризма «Russian Event Awards», председатель наблюдательного совета Национальной ассоциации специалистов событийного туризма Геннадий Шаталов. Именно он дал профессиональную оценку представленным проектам нашего региона.

Лучшие практики России
– Премия «Russian Event Awards» была основана в 2012 году. За прошедшее время очень многие регионы присоединились к борьбе за престижную награду, – отметил Шаталов.

Он назвал те события и регионы, которые выиграли Гран-при в 2015 году. Так, первое место в прошлом году заняла Самарская область. Туристам наши соседи предлагают несколько зрелищных турсобытий: Международный фестиваль «Классика над Волгой», Международный мотоциклетный слет «СноуДогс» и фестиваль уличного искусства «Пластилиновый дождь». Не отстает от Самары и Татарстан: на фестивали «Свияжская Масленица» и «Великий Булгар» приезжают тысячи туристов из различных регионов.

– Обычно считают, что привлечь ярким событием могут только крупные города или поселения, входящие в Золотое кольцо России. Я уверяю вас, что это не так, – заметил выступающий.

В качестве показательного примера он привел небольшое село Алексей-Никольское в Приморском крае.

– Не так давно это была ничем не примечательная деревушка в 80 километрах от города Уссурийска и 900 метрах от китайской границы. Проживает там всего около 600 человек. Несколько лет назад одна из семей построила сыроварню. Чтобы привлечь посетителей, они придумали праздник -«Веселая сыроварня». С данным проектом они приняли участие в премии «Russian Event Awards» – во Владивостоке и в Казани. Их заметили, и в Алексей-Никольское потянулись туристы – сначала один автобус, затем туда организовали целый тур, – комментирует основатель нацпремии.

Жители провели внутри села конкурс самогонных аппаратов, и в итоге туристы в подарок стали увозить не только сыры, но и сельский «напиток».

– Сейчас они ведут переговоры с китайскими туроператорами, на свои деньги сельчане заасфальтировали три подъездных дороги, соседнее вымершее поселение переделали под «фольклорную деревню» – в общем, полностью преобразили собственную территорию.

Советы ульяновцам
Федеральным экспертам на семинаре презентовали лучшие турсобытия нашего региона -«Сенгилеевскую Масленицу», фестиваль славянской культуры «Дикий пион», межрегиональный фестиваль мордовского фольклора «Масторавань морот» и другие.

Все названные события привлекают несколько тысяч посетителей, в том числе из других регионов. К примеру, на «Дикий пион» приезжает около трех тысяч человек из Ульяновска, Саратова, Пензы и Самары. Однако понятно, что все эти события можно развивать дальше, чтобы повысить их туристическую привлекательность.

– Вот возьмем, например, фестиваль «Широкая Масленица» в Сенгилее. Этому празднику 10 лет, и в 2016 году на него приехало около 5 тысяч человек. Но нужно иметь в виду, что праздников, посвященных Масленице, у нас проводится море. Много лет в Ярославле отмечают главную Масленицу страны – и даже туда приезжает не так много туристов из других | регионов. У вас должно быть что-то особенное – то, ради чего захочется приехать даже издалека, – заявил Геннадий Шаталов.

Так, он рекомендовал организаторам обратиться к символу, изображенному на гербе Сенгилея, – двум тыквам.

– Это будет оригинально – варка тыквенной каши, праздники и истории, связанные с этой бахчевой культурой.

Также он поддержал идею проекта «Сенгилеи – блинная столица», отметив, что нужно отойти от идеи Масленицы, расширить ее.

– Правда, я не рекомендую вам везде и всюду использовать термин «столица» – это обычно вызывает не слишком положительные эмоции у представителей других регионов. Бренд и название должны умиротворять и приглашать гостей, а не вызывать в них чувство соперничества, – сказал эксперт.

Также выступающий предложил организаторам фестиваля «Дикий пион» обыграть следующую идею: данный праздник мог бы открывать начало летнего сезона туристических событий Ульяновской области.

– В этом случае вы могли бы с полным правом приглашать коллег в сфере туризма из других регионов. Это и обмен опытом, и повышение популярности и престижа «Дикого пиона», – пояснил Шаталов.

Стоит добавить, что в прошлом году Ульяновский туристско-информационный центр занял второе место по итогам регионального конкурса Национальной премии в сфере событийного туризма «Russian Event Awards».

Евгений Нувитов