В честь Дня ветеранов МВД России, отмечавшегося 17 апреля, мы решили рассказать о боевом пути сотрудников линейного отдела, оберегавших железные дороги Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны.
Уже в первые месяцы войны правительство страны приняло решение о назначении Ульяновска пунктом эвакуации из центра крупных промышленных предприятий. Здесь начали создавать эвакуационную базу с системой складов и подъездных путей. В наш-пород из центра России переехали 15 промышленных предприятий. На станции и вокзалы области днем и ночью приходили эшелоны с оборудованием заводов из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов. Работники железной дороги и милиционеры трудились сутками, обеспечивая порядок и своевременный прием эшелонов, а потом их разгрузку. Милиционеры следили за сохранностью грузов, поддерживали порядок на территории вокзала и железнодорожных путей.
В 1941 году охрана грузов в парках станций и в пути следования поездов была передана войскам НКВД. А охранные мероприятия по борьбе с незаконным хождением по путям возлагались на начальников станций и железнодорожную милицию. В 1942 году был ужесточен пропускной режим на технических сооружениях, предприятиях, станциях и перегонах железной дороги. Военное время требовало обеспечения безопасности перевозок и сохранности важных государственных грузов. Вот что вспоминал старейший работник железной дороги, ныне ушедший от нас Михаил Яковлевич Царев, работавший начальником грузового двора на станции «Ульяновск-Центральный»:
– Коллектив линейного отдела милиции был небольшим. Несколько десятков сотрудников, в их числе – два офицера. Чаще всего приходили в милицию фронтовики, после ранения отправленные в тыл, но еще имеющие силы для службы в милиции. В памяти остались некоторые из них, отличавшиеся особой добросовестностью, смелостью и честностью при исполнении своего долга, -старшина Михаил Григорьевич Карасев, милиционеры Федор митриевич Павликов, Иван Михайлович Мухрыгин, Егор Иванович Хайдуков, Андреи Петрович Бажанов и другие. Придя в ряды милиции в военные годы, они еще прослужили после войны по двадцать лет. Запомнился один из офицеров – Иван Мухрыгин, он часто исполнял обязанности начальника линейного отделения милиции. А в основном работал дежурным по отделу. Он по должности контролировал охрану грузов в вагонном парке и грузовом дворе. Вся работа осуществлялась в контакте с ведомственной охраной.
Особое значение придавалось охране мостов через реки Волгу и Свиягу. В начале войны по железной дороге перевозили оборудование автомобильного завода. Товарные поезда со станками шли под усиленной охраной: один милиционер, стрелок ВОХР, два солдата НКВД. Когда вагоны прибывали на станцию, их проверяла комиссия. Если обнаруживалась нехватка какой-нибудь детали, возникал конфликт. Большой вклад в борьбу с уголовной преступностью принадлежал небольшим линейным пунктам милиции на станциях Вешкайма, Чуфарово, Киндяковка и Мелекесс. На станции Киндяковка долгие годы работал капитан милиции Александр Арсеньевич Ликинов. Под его контролем было несколько десятков километров железной дороги.
Для каждого из солдат Великой Отечественной войны железная дорога была особым воспоминанием. По ней он вместе с товарищами ехал на фронт.
В санитарных поездах его, раненого, везли в тыл. А после Победы эти же поезда доставили воинов домой.
Мы нашли воспоминания ветерана войны, милиционера Ульяновского линейного отдела в послевоенные годы Александра Герасимовича Костина, который ушел из жизни несколько лет назад. Его биография – материал для интересной книги. Вот всего лишь один эпизод. Костин был призван в армию в 1943 году. Чтобы попасть на фронт, он упрашивал военкома, потому что возраст был у него непризывной – 16 лет. Осенью 1944 года после недолгих учебных сборов Александр Герасимович отправился на передовую на Западный фронт.
«В начале сентября 1944 года наш эшелон проезжал по Московской железной дороге, – пишет он в мемуарах. – Ехали с частыми остановками. Пережидали встречные поезда. Как-то тормознули рядом с другим встречным эшелоном. Выглянули в окна. А там везут немецких военнопленных солдат. Не помню, сколько это продолжалось: они смотрели на нас, а мы на них – глаза в глаза. Нам, молодым, не воевавшим ребятам, было интересно увидеть вражеских солдат беспомощными и испуганными. Мы понимали, что им в чем-то повезло. Их везли в тыл, туда, где нет войны. А мы направлялись на фронт, не зная, как сложится судьба. Сумеем ли остаться в живых?».
Сейчас в музее Ульяновского линейного отдела готовится специальная экспозиция о работе милиции в годы войны, о ветеранах. Она будет служить не только коллективу транспортной полиции. В музеи приходят учащиеся Ульяновского техникума железнодорожного транспорта, знакомятся с историей подвига их прадедов, учатся быть, как и они, мужественными и верными своей Родине.
По материалам пресс-службы Ульяновского ЛО МВД России на транспорте