Все, наверное, видели, мальчиков-девочек в желтых фартуках с надписью «Гражданский активист» и с коробками для сбора денег… По всему городу стоят: и в Аквамолле, и на Карла Маркса, и в Пушкаревском кольце… Еще фраза у них заготовлена: «Помогите маленькому больному ребенку…».

Я-то никогда им денег не даю, – знаю, что деятельность этих сборщиков организована фондом “Аурея”, почитала об этом фонде. И просто иду мимо…

Но вот на днях не выдержала, спрашиваю у девочки-сборщицы: «А Вам сколько лет?»
И слышу в ответ: «17».
Думаю: «А как же, собственно, несовершеннолетний человек такую работу работает? Деньги же…» Это во мне кадровик заговорил: до 18 лет люди не могут работать с материальными ценностями и тем более – нести за эти ценности ответственность. И вообще, работа несовершеннолетних – это особая тема и тут крайне важно соблюдать законодательство. И одно дело, когда дети город убирают, и совсем другое, когда они деньги собирают.
Говорю ей: «Вам нравится такая работа?».
Отвечает: «Как-то зарабатывать же надо…».
Я, наивная, говорю ей: «А что же Ваше учебное заведение, не может помочь Вам с трудоустройством? Может, в Центр занятости Вам сходить? Вы в каком районе живете?».
Слышу: «А я не из Ульяновска…».

«Нормально», да??? Несовершеннолетний человек из другого города собирает деньги в Ульяновске! Где живет, что ест, почему не учится, и вообще – как она приехала, где ее родители..? И, главное, робкая такая девчонка, не наглая. Заманили и используют?
Она мне стала какие-то документы показывать, что-то такое «Договор оказания услуг». Ну да, ну да… Магическая сила бумажек…
Говорю ей: «А если у Вас коробку Вашу отберут, и хорошо, если просто отберут, без членовредительства…».
Тут подошли еще две девчонки. Надо сказать, связь у них хорошо налажена – как только к кому-то из сборщиков подходит кто-то с вопросами, сразу всех оповещают… Не первый раз, видна закалка боевая.
Эти девчонки оказались побойчее, говорят: «Мы зарплату не получаем, мы добровольцы, нам только проезд оплачивают. Вы можете пройти в офис, тут близко».
Прошла с ними в офис. Друзья, сюжет «Повелителя мух» просто отдыхает… Офис набит детьми… Детьми!
Начальники – те уже взрослые, по 19 лет им:) Работники – просто подростки, – из Чебоксар, из Ульяновска, из районов УО. И все эти дети обучены, как действовать в ситуациях, когда кто-то интересуется. В общем, по ходу дела меня обозвали всяко и просто вытолкнули из офиса…
Из тех документов, что я успела увидеть: от матери больного ребенка – заявление, но оно не имеет нотариального заверения; с детьми заключены договоры об оказании услуг (!!!). Разрешений от родителей – не увидела.

Кстати, охранник офиса сказал, что по договору аренды дети могут до 21 часа там находиться. Ну да, ну да, кто-то совершеннолетний подписал договор аренды, а в офисе до 21 часа дети толкутся. Шшшвобода!!! Когда я пришла, они в карты играли.

Одни дети Шекспировские чтения организуют, а другие – лохов ищут…

Итак, что получается? Фонд «Аурея» нанимает детей для сбора денег. Матери больного ребенка, по неподтвержденным сведениям, выдают порядка 80-100 тысяч в месяц. Для любой (почти) российской семьи – огромные деньги.
Займемся арифметикой: даже если в день «желтые фартуки» собирают в каждом городе 1 000 рублей…
10 городов – 10 000 рублей в день. Месяц – 300 000 рублей. Год – 3 600 000 рублей.
Вопрос: Где деньги, Зин? А еще – где отчетность?

И дело не только в деньгах, вот что ужасно: это же дискредитация идей добровольчества, волонтерства и благотворительности в целом. Вы видели, чтобы фонд “Подари жизнь” так действовал? Или фонд “Милосердие”? И наши ульяновские фонды: никто из них не бегает по улицам с коробками. Да, стоят коробки в супермаркетах, торговых центрах… Я просто знаю, какая строгая отчетность за каждую копейку и за каждое действие в тех организациях, которые действительно много серьезных благотворительных проектов ведут, – ‪#‎Ротари‬, например. А вот из-за таких, как “Аурея”, люди и не верят в благотворительность. И ведь который год “работает” эта “Аурея”, используя пробелы в законодательстве.

Мне все эта девчонка покоя не дает: как она оказалась в Ульяновске, почему, неужели родителям все равно, где их ребенок? Или настолько уж неграмотные, что думают: «Ребенок работает, – хорошо».

И не пойму я, кто должен этим заниматься? Уполномоченный по правам ребенка? Полиция? Прокуратура? Соцзащита? Никому ведь дела нет… Как же, благотворительностью дети занимаются, молодцы… А то, что детей используют, и тут же, среди бела дня нарушается закон – никого, видимо, не волнует.

И вопрос: будут ли эти дети нормально работать в своей жизни, или они уже научены, как можно, обходя закон, делать деньги?
Друзья, как считаете, к кому обратиться-то?

1

Офис “Аурея” – Карла Маркса, 17, второй этаж, просто белая дверь…

2

3

Девочка сказала, что они зарплату не получают. Однако, объявления о вакансиях размещаются во многих городах…

4

5

Ну, что тут скажещь?

6

7

Елена Гусева