В июле 1941 года в газете «Красная Звезда» было опубликовано новое стихотворение известного советского поэта Михаила Светлова.
Огнем полыхает небес глубина
– Несется в атаку звено Кузьмина…
Патроны расстреляны, ранен Кузьмин,
– У красного сокола выход один.
Нам Родина больше, чем жизнь, дорога
– Товарищ Кузьмин протаранил врага!
И город советский от вражеских сил
Он грудью, он жизнью своей заслонил.
И два самолета упали в огне!
И эта баллада – о Кузьмине.

Первые часы начавшейся войны были самыми трудными. Особенно жестокому огню подвержены были наши аэродромы – враг стремился уничтожить советскую авиацию на земле, не дав подняться самолетам в воздух. Но 127-й полк, базировавшийся в лагере Лесище, в 30 км восточнее Гродно, был одним из немногих аэродромов округа, который не бомбили. Именно на него и легла тогда основная тяжесть работы. Один вылет, второй, третий.

К вечеру немцы все-таки обнаружили место, откуда непрерывно взлетали советские «соколы». Обнаружили и обрушили шквальный огонь, пытаясь сравнять аэродром с землей. Чтобы сохранить боевые машины, в небо разом поднялись несколько самолетов 4-й эскадрильи.

Один из наших «ястребков» атаковали три вражеских самолета. Советский летчик ринулся в атаку, а потом все вместе улетели за горизонт, по направлению к деревне Каменка. Чуть позже прогремели один за другим два взрыва. Этот бой видел бывший директор школы В. Мазниченко. Его поразило, что «ястребок», улетая вслед за самолетом противника, покачал крыльями, как бы прощаясь, а потом яростно ринулся прямо на врага. Вскоре он услышал противный вой падающего самолета и бросился туда, откуда повалил густой черный дым.

Очевидцы этого боя побежали к месту падения самолета, лелея надежду, что наш летчик уцелел, но, подбежав к упавшему самолету, увидели, что летчик погиб. Мазниченко, достав из планшета партбилет, узнал, что погибшего звали Петр Александрович Кузьмин. Там, у самолета, летчика и похоронили.

Спустя годы сухая статистика подсчитает, что в первый день войны – 22 июня 1941 года – советские летчики совершили 19 таранных ударов по самолетам противника. 14-й таран совершил Петр Александрович Кузьмин. Восхищенный подвигом Петра, Михаил Светлов напишет о нем балладу.

Но долгие годы о Кузьмине мало что было известно. Буквально по крупицам собирали о нем сведения ветераны войны С. Верховский и В. Турьян. Именно им удалось установить, что Петр Кузьмин – уроженец села Репьевка Новоспасского района Ульяновской области. К поисковой работе подключилась директор районного краеведческого музея М. Гордеева.

Родился Кузьмин в 1908 году. Вырос в семье хлеборобов Александра Ивановича и Пелагеи Михайловны Кузьминых. В 1930 году был призван в армию. После отучился на рабфаке и по путевке комсомола окончил сначала летную школу в Энгельсе, а потом летное училище в Борисоглебске.

Служил Петр Александрович в Особой Дальневосточной Краснознаменной армии. К началу Великой Отечественной войны Петр – опытный летчик-истребитель. Боевое крещение принял в боях на озере Хасан, потом проявил себя как отважный боец в сражениях на реке Халхин-Гол, а затем и в войне с белофиннами. Войну он встретил в звании старшего лейтенанта и в должности командира 4-й эскадрильи 127 истребительного полка, который базировался недалеко от Гродно.

Первый день войны для Петра Кузьмина стал последним днем в его жизни. Всего несколько часов участвовал он в этой самой страшной войне, но в светлом майском дне 1945 года есть и его доля.

За годы войны советские летчики совершили около 600 таранных ударов, фашистские летчики – ни одного.

Галина Величкина, заведующая сектором образовательных программ Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А.Гончарова