Отмечаете ли Вы майские праздники? Ходите ли на демонстрацию или принимаете участие в каких-то других акциях? Изменилось ли отношение к ним со временем?

Ильгиз:
– Как только раздробили наш Советский Союз, я не участвую ни в каких демонстрациях. Ходить на них – только время терять. Это чиновникам хорошо – им надо рабочие часы на что-то тратить. А кому надо семью кормить, им некогда. Раньше ходили на демонстрации с радостью, сейчас радоваться нечему. Только 9 Мая остается настоящим праздником – я очень уважаю участников и ветеранов Великой Отечественной войны. Если бы была у меня такая возможность, я предложил бы перевести их на государственное обеспечение – у страны есть на это средства.

Петр Владимирович:
– Все демонстрации в советское время были принудиловкой для поддержания видимости несуществующего народного единства. Детей сгоняли на демонстрации угрозами «неудов» по поведению и вызовов родителей к директору, взрослым обещали выговоры с занесением. Вот и шли все или большинство. Томились под речи о каких-то достижениях, о светлом будущем, мечтой о котором нас кормили десятилетиями. Школьники шалили от скуки, не обращая внимания на цыканье учителей. Взрослые от безысходности травили анекдоты. Вот вам и секрет веселых лиц на исторических фотографиях. Кстати, эта принудиловка продолжается и сейчас. Моя дочь работает на коммерческом предприятии, но трижды в год расписывается в приказе об обязательной явке на демонстрации -первомайскую и ноябрьскую – и на парад в честь Дня Победы.

Виктор Григорьевич:
– Тем, кто успел отжать и прибрать к своим рукам заводы и фабрики, преумножая свои миллиарды и разворовывая госсобственность, конечно, не подуше День международной солидарности трудящихся. Мы, народ, во времена СССР были солидарны. И в настоящее время 1 Мая для нас остается настоящим праздником. В этом году этот день для нас ценен тем, что на него сразу два праздника приходится. И на демонстрацию пойдем, и Пасху обязательно отпразднуем. Она не противоречит Дню солидарности трудящихся: оба праздника светлые, весенние. Жаль только, митинги сейчас не те: как приятно было в прошлом идти в колонне, во главе которой шли директора всех заводов, начальники, а рядом с ними держались рядовые работники. Тогда все мы были едины.

Николай Николаевич:
– На демонстрации я не хожу, но на митинг 1 Мая пойду. Жаль только, что мы – народ недружный, собираются одни старики. Если бы и молодежь нас поддержала, мы бы жили гораздо лучше.

Татьяна Александровна:
– Раньше мы с удовольствием ходили на демонстрации – тепло, хорошо, весело было вместе в советское время. Сейчас у меня только один любимый праздник – 9 Мая. И дети мои его любят. Все остальные праздники с митингами и демонстрациями – одна показуха. Даже на выборы идти неохота, хотя я и считаю, что каждый должен проголосовать. Но все давно решено, непонятно даже, зачем кандидаты деньги на рекламу тратят. Поэтому в первые майские дни все спешат на огороды, чтобы посадить то, что поможет зиму пережить. А вот Пасху я всегда праздную, это святое.

Борис:
– В советское время я ходил на демонстрации, а теперь – нет. Кто их сейчас организовывает? КПРФ – карманная партия, а вовсе не оппозиция, как хочется казаться коммунистам. Профсоюзы? Еще Ленин в свое время назвал их проституткой мирового империализма. Сужу по предприятию, на котором сам работаю: наш профсоюз только мероприятия организует, а не защищает права трудящихся. И какой смысл ходить на эти митинги?

Записала Анна МИХАЙЛОВА