Вопрос экспорта продукции «Авиастара» находится на стадии проработки.
31 марта Ульяновский авиазавод возглавил Андрей Капустин в должности управляющего директора АО “Авиастар-СП”. О том, каким видит новый руководитель сегодняшнее состояние предприятия и его будущее, он рассказал в своем интервью.

– Андрей Анатольевич, вы возглавили крупнейшее в стране самолетостроительное предприятие. Причем в непростое для страны и отрасли время. Какой вопрос вы считаете сегодня главным, требующим первоочередного решения?

– За последние десятилетия трудно вспомнить простое время для отечественного авиастроения. Постоянно случались какие-то катаклизмы. Поэтому спады и подъемы производства стали привычными для самолетостроителей. Ульяновский авиазавод – не исключение, он также многие годы простаивал. И сегодня в экономике идет очередная волна негативных явлений. Однако ничего критического в нынешней ситуации на «Авиастаре» я не вижу. Просто необходимо реализовать ряд важных задач: провести на предприятии оптимизацию производственного процесса, оптимизацию финансовой ситуации, обеспечить выполнение всех намеченных программ по выпуску самолетов в срок, решить вопрос кадрового дефицита.

– Должность управляющего директора предприятия введена впервые. Чем она будет отличаться функционально от должности генерального директора?

– Это достаточно новая форма управления, когда единоличным исполнительным органом на предприятии становится юридическое лицо. В данном случае – это Объединенная авиастроительная корпорация, которая призвана выполнять функции генерального директора. Корпорация доверила мне функционал, близкий, почти равный полномочиям генерального директора в виде доверенности, подписанной президентом ОАК Юрием Слюсарем. Тем самым укорачивается процедура принятия решений. Ранее, когда ОАК давала заводам какие-то поручения, они реализовывались, проходя многочисленные бюрократические процедуры, достаточно длинный путь. Сейчас же управление становится более мобильным, оперативным, и у ОАК, как у владельца АО «Авиастар-СП», появилась возможность достаточно быстро и эффективно реализовывать решения, принимаемые по всем стратегическим вопросам. Важно подчеркнуть, что для заводчан ситуация не изменилась, на заводе по-прежнему есть руководитель: ранее это был генеральный директор, сейчас – управляющий директор.

– Президент ОАК Юрий Слюсарь сообщил представителям СМИ, что коренных преобразований и потрясений на «Авиастаре» не планируется. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Перед моим назначением Юрий Борисович подчеркнул, что никаких революций на «Авиастаре» происходить не должно. Я тоже не сторонник резких преобразований. Поэтому все изменения на заводе, в рамках поставленных задач, будут происходить эволюционным, естественным путем с учетом коллегиального решения руководителей подразделений.

Я планирую, что управление заводом все-таки будет несколько децентрализованным, достаточно обширные полномочия в рамках моей компетенции получат заместители управляющего директора. До конца мая на предприятии будет сформирована новая организационная структура, а дальше руководители по направлениям будут реализовывать поставленные задачи.

– Вы на Ульяновском заводе не впервые – ранее проводили здесь аудит, а значит, знаете предприятие изнутри. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние «Авиастара»: финансовое и производственное?

– В первый раз я приезжал на «Авиастар» около 20 лет назад, когда генеральным директором здесь был Геннадий Коротнев. Тогда я работал в аудиторской компании, которую «Авиастар» привлек для консультации, оптимизации издержек и т.д. Вместе с другими сотрудниками я достаточно много времени проводил на заводе и видел его состояние. Каким он был тогда и какой сейчас – это небо и земля. В середине 90-х годов – это был мрачный завод, без освещения, без улыбающихся лиц сотрудников. В общем, картина была печальная: завод простаивал и всячески пытался реализовать крупный контракт на поставку самолетов Ту-204 с египетской компанией «Сирокко». Помню, Новый город тоже тогда произвел удручающее впечатление. Людям было страшно даже выйти вечером на улицу… Сегодня, спустя два десятилетия, – это совершенно другое предприятие: модернизированное, во многих отношениях передовое в авиационной отрасли России, загруженное заказами, и сотрудники уже не жалуются на отсутствие работы. Поэтому преобразования на «Авиастаре» произошли исключительно позитивные.

– Сегодня у завода несколько проектов. Это строительство Ил-76МД-90А, Ту-204, модернизация «Русланов», участие в кооперации по SSJ-100, МС-21, Ил- 112В. Что-то изменится в этой линейке ?

– Произойдут некоторые изменения в части приоритетов. Наиболее важными представляются два направления производственной деятельности – реализация перспективных проектов «476» и МС-21. Этими заказами завод обеспечен на длительный период времени. Что касается выпуска самолета Ан-124, в силу различных геополитических изменений «Руслан» мы больше не производим и возобновления его строительства не планируется. Но будем продолжать осуществлять ремонт и обслуживание самолетов, которые в настоящее время летают.

Также было принято решение о прекращении производства авиалайнеров семейства Ту-204 на «Авиастаре». В Казани будут строиться модели семейства Ту-214. Что касается оставшихся на нашем заводе заделов по Ту-204, то по мере поступления заказов от желающих их приобрести мы будем достраивать эти самолеты и передавать в эксплуатацию.

Новый проект – легкий транспортный самолет Ил-112В. Это тоже перспективный самолет, и авиарынок данную модель уже ждет, как и некоторые другие проекты, которые ведет завод. Вообще ситуация для производственного предприятия, выпускающего самолеты, достаточно уникальна – на одном заводе производятся или обслуживаются модели совершенно различных конструкторских бюро: «Туполев», «Ильюшин», Яковлев», «Антонов». Во всем мире я пока не встречал таких уникальных предприятий, загруженных одновременным производством различных марок воздушных судов. Думаю, что продуктовый ряд «Авиастара» будет оптимизирован, и в конечном итоге мы сконцентрируемся на основных направлениях – МС-21, Ил-76, Ил-112В.

Останется за предприятием и уже отработанный проект, который мы хорошо умеем делать в рамках кооперации – Сухой Суперджет-100. Специалисты завода достаточно быстро научились монтировать интерьеры: семь дней и самолет готов к перелету.

– Очень важен кадровый вопрос, решению которого в известной мере способствует жилищная программа. Продолжит ли завод субсидирование работников выплатой безвозмездного первоначального взноса?

– Жилищная программа, несомненно, остается приоритетной в рамках социальных программ. Известно, что недавно было подписано соглашение об увеличении на 25 тысяч рублей суммы первоначального взноса на квартиры, что даст возможность участникам заводской жилищной программы тратить меньше личных средств на приобретение жилья и сделать его более доступным. Есть достаточно большая сумма, заложенная в бюджете текущего года на эти цели. Я думаю, что и все последующие годы мы будем в обязательном порядке закладывать такие расходы на помощь нашим работникам в приобретении собственного жилья. Кроме того, ведутся переговоры по другим направлениям поддержки заводчан, к примеру, такой, как арендное жилье.

– Как в целом вы оцениваете перспективы предприятия?

– Очень положительно. Существующие сегодня проблемы, на мой взгляд, все решаемые. Прежде всего – совместными усилиями, коллективным трудом, нашей сплоченной командой. Перспективы по загрузке «Авиастара» меня впечатляют. У нас в запасе даже имеются нереализованные резервы, которые также дадут предприятию достаточно серьезный экономический эффект, – это экспорт нашей продукции. Данный вопрос уже находится на стадии проработки. Поэтому я считаю, что все тяжелые времена для завода – позади. Государство и ОАК не допустят ухудшения ситуации. Ставка – только на развитие предприятия и увеличение производственных мощностей.

– Андрей Анатольевич, в завершение беседы: как встретил вас Ульяновск-2016? Ваши впечатления?

– Пока мне приходится часто летать в Москву для решения производственных задач, а если нахожусь в Ульяновске, то работаю допоздна. Поэтому сам город, по большому счету, пока видел только из окна автомобиля. Мои эмоции по поводу Ульяновска – только положительные. Световой день становится длиннее, и скоро после работы обязательно буду гулять по городу и знакомиться с достопримечательностями, мне всегда интересно это делать. Судя по тем экскурсиям, которые нам как гостям организовывал «Авиастар» 20 лет назад, в городе много всего интересного. Тогда был впечатлен богатым культурным и историческим наследием, которое сохранилось. Думаю, что теперь город стал еще лучше и привлекательнее.