В советское время была шутка, что «Советские микросхемы самые большие в мире», а производство электроники никогда не было сильной стороной. Но, СССР уже нет 25 лет, производство элементной базы развалили в 90-е года и сейчас с трудом восстанавливаем его для оборонных заказов, а вот с производством электронной продукции на удивление оказалось все нормально. В Ульяновске я посетил конструкторское бюро приборостроения (УКБП) которое входит в «Концерн Радиоэлектронные технологии». Конструкторское бюро было основано 24 мая 1954 года и является одним их ведущих предприятий авиаприборостроительной отрасли России. Деятельность предприятия основана на разработках, изготовлении и послепродажном сопровождении комплексов, систем авионики для самолётов и вертолётов, систем автоматического управления для наземной техники, гидроэнергетики и медицины.

Сегодня во всех без исключения российских самолетах и вертолетах установлено оборудование, разработанное Ульяновским КБ приборостроения и изготовленное заводом Утес. Предприятие прошло путь от создания датчиков и электромеханических приборов до разработчика и поставщика интегрированных пилотажно-навигационных комплексов и высокоточных измерительных систем для самолетов и вертолетов, систем управления для наземной военной техники, гидроэнергетики и медицины.

В сам концерн входит около двух десятков предприятий и в одной материале просто физически невозможно рассказать обо всем. Да и за один день невозможно посетить все предприятия концерна, разбросанные по многим часовым поясам нашей Родины. Поэтому посмотрим на небольшой фрагмент современного производства приборов под авиационные и наземные комплексы. Историю самого предприятия вы можете прочитать самостоятельно на официальном сайте — я же вам покажу (как всегда у меня в жж) то, что обычно никому не показывают.

Друзья, предприятие работает на оборонку, и я прошу с пониманием отнестись на большое количество зафотошопленного материала на фотографиях.

1. Комплекс предприятий позволяет делать всю технологическую цепочку от печатной платы до готового изделия «под ключ». Производство плат почти полностью автоматизировано — сначала робот наносит на нее специальную пасту.

2. Далее в станке происходит монтаж компонентов на плату.

3. По сути компоненты «приклеиваются» к плате. После термообработки мы получаем нормальное электропроводящее соединение.

4. В отдельном помещении, специальной чистоты, идет сборка дисплеев.

5. Как бы не автоматизировался процесс, все равно остается небольшая часть ручной работы.

6. Каждая плата проходит визуальный контроль.

7. И технический — на фотографии дефектоскопия пайки.

8. Собранные дисплеи проходят тестирование в холодильных камерах. В экранах встроены подогреватели, которые включаются автоматически. Их и проверяют при температуре заданной ТТХ. Сейчас дисплей прекрасно работает при температуре -40 по Цельсию. Есть дисплеи которые в спецификации имеют аж все минус 60.

9. На отдельном участке что-то бурно обсуждают по проектам. А мужчина, вооружившись справочником, тестером и какой-то подопытной платой, пытается понять особенности работы некоторого хитрого компонента, который повел себя не так, как было задумано в этом новом проекте.

10. Сейчас предприятие выпускает не только авионику — конструкторское бюро осуществляя адаптацию своих разработок для модернизируемых и вновь создаваемых объектов наземной военной и специальной техники. Одной из первых работ для данного сегмента рынка явилась разработка, при взаимодействии с ОАО «НКБВС» (г. Таганрог), многофункциональных панелей ПМФ-1-1 и ВММФ-1 (на фото). Эти изделия осуществляют прием и отображение цветной и черно-белой видеоинформации от внешних устройств, синтезированной видеоинформации, обмен информацией с внешними устройствами, а также ввод и передачу информации на внешние устройства с помощью встроенного кнопочного обрамления. Наличие цветной ЖК-панели высокого разрешения с размером рабочего поля 99х132 мм обеспечило высокую достоверность воспроизведения картографической информации.

11. Стенд для производства жгутов.

12. Очень ответственная и монотонная работа. По традиции ее выполняют только женщины.

13. В настоящее время на базе изделий первых серий разрабатывается линейка многофункциональных панелей серии «5». На фото панели от изделия ПМФ-5.1.

14. Изделия ПМФ-5.0, ПМФ-5.1, ПМФ-5.2 имеют расширенный набор интерфейсов, в том числе сенсорную панель с функцией мультитач, CAN, Gigabit Ethernet для приёма потокового видео, XGA, RS232 и др.

15. По сравнению с прошлой элементарной базой, когда каждый прибор требовал регулировки и настройки.

16. Сейчас, если все компоненты исправны (а это гарантирует ОТК предыдущих участков), то прибор обязан завестись с ходу. Собственно, так и происходит.

17. Готовое изделие ПМФ-5.1. Оно ставится на наземную бронетехнику.

18. Индикатор ИНП-1А из комплект оборудования для измерения и отображения составляющих вектора путевой скорости и угла сноса для вертолетного комплекса.

19. ПУИ-148 — пульт управления индикацией для Ан-148.

20. Но это все были компоненты систем. А сейчас полноценная разработка — БРЭО для самолёта ТУ-204СМ с экипажем из 2-х пилотов.

21. Стенд для тестирования и отработки комплекса.

22. Проект полностью выполнен Ульяновским конструкторским бюро приборостроения.

23. Не вина КБ, что проект Ту-204СМ снова заморожен и его перспективы весьма туманны. Сейчас летает только два борта, принадлежащие КБ Туполева. Остальные четыре (по реестру) так и находятся на заводе «Авиастар-СП» в разной степени готовности (хотя я видел там только два).

24. Пульт генерации отказов и различных ситуаций. Все данные на БРЭО идут от электронных имитаторов. Данный пульт позволяет вносить в сигнал разные интересные вещи и смотреть, как комплекс это все отрабатывает.

25. Главное отличие комплекса Ту-204СМ от предыдущих моделей — «электронный» бортинженер. На фотографии директор НТЦР АО «УКБП» Мануйлов Иван Юрьевич показывает стенд для отработки инженерной части БРЭО.

26. И гордость компании — комплекс бортового оборудования (КБО-17) для вертолета Ми-171А2.

27. Это глубокая модернизация всем известного семейства вертолетов Ми-8.

28. Этот комплекс наконец-то позволил избавится на Ми-8 от бортинженера.

29. По просьбам вертолетчиков на экранах сохранена стрелочная индикация.

Комплекс уже проходит сертификацию, которая должна завершится в этом году. Дальше начнется модернизация летающих бортов под новое оборудование. Я вот сколько не пытался вспомнить, но кажется в нашей стране это первый случай такой глубокой модернизации бортового оборудования вертолета.

Огромное спасибо всем сотрудникам конструкторского бюро за терпение, понимание и интереснейший рассказ о производстве.