Первые частные объявления о магических услугах начали публиковаться в российских газетах, вероятно, в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Эти тексты – одно из проявлений того общего взрыва интереса к экстрасенсам, целителям и предсказателям, который наблюдался в постперестроечную эпоху. Достаточно вспомнить весьма необычные «идиллические картины», когда перед телевизорами собирались целыми семьями – в надежде исцелиться или зарядить целебной энергией трехлитровые банки с водой.
Цель данной заметки – представить материал, накопившийся автора за последние 6-7 лет.

Речь пойдет о публикациях в наиболее тиражных бесплатных газетах Ульяновска, в которых любой желающий может разместить так называемые «строчные объявления».

Ведуны, волхвы и маги
Итак, в нашем распоряжении – около 400 объявлений, опубликованных в местных газетах в период с 2009 по 2016 год. Объем текстов колеблется от одного слова («Ясновидящая. Телефон:…») до развернутых «опусов». Упомянутые объявления состоят из нескольких стереотипных элементов.

2016-05-06_093816

Прежде всего, это самоопределения, то есть наименования, «презентующие» целителя/предсказателя потенциальному клиенту. Их можно распределить на группы – в соответствии с возможными представлениями, которым автор объявления, видимо, хотел бы соответствовать.

Например: «Бабушка-знахарка. Сниму родовые проклятия» или: «Решу любую проблему. Бабушка-ведунья». Подобные самоопределения отвечают вполне конкретным ожиданиям читателей-клиентов и апеллируют к народной (чаще – псевдонародной) традиции. Вот еще образчики таких терминов: ворожея, лекарь, целитель, гадалка, предсказательница, ясновидящая. По стилю приведенные наименования имеют, скорее, книжный характер.

Другая группа – слова, почерпнутые из массовой городской культуры, в том числе – связанные с неоязычеством, популярной магической литературой, кинопродукцией, а также псевдонаукой.

Вот некоторые примеры: «Серый маг. Помощь в любых ситуациях»; «Космоэнергетик. Индивидуальная подготовка народных целителей»; «Парапсихолог: гадание, ритуалы на любовь». Помимо этого, в ульяновских объявлениях встречались: «экстрасенс», «потомственный маг», «целитель-медиум», «провидица», «астролог» и «волхв» (клан волхвов).

6-05-20ц16

Знаки «авторитета»
Следующая обязательная составляющая магических объявлений – «маркеры авторитетности». Иными словами, это слова и предложения, использующиеся, чтобы укрепить статус целителя и поднять доверие читателей и будущих клиентов.

В частности, нередко подчеркивается наследственный, «потомственный» характер дара, необычных способностей у тех, кто предлагает магические услуги.

«Потомственная предсказательница по книге. Снятие порчи. Приворот». «Потомственная ведунья. Помощь. Диагностика». «Я – опытная гадалка, владею магической силой множества поколений своего рода». «Уникальный дар предвидения из древнейшего рода. Человек-легенда получил в наследство от своих предков точные, четкие предсказания».

На «авторитетность» работает и указание на опыт, большой срок, в течение которого целитель занимается своей деятельностью: «Я более 20 лет своей сознательной жизни помогаю людям обрести свое счастье»; «Она [ предсказательница. – Е.С.] помогает людям много лет»; «Ворожея, предсказательница, целительница. Тридцатипятилетний стаж».

Еще один способ укрепить доверие клиентов – апелляция к уровню профессионализма, уникальности дара, известности и честности: «Предсказательница высшей категории, решение всех жизненных проблем»; «Всевысшая магия»; «Посвященный магистр, эксперт в любовной магии»; «Честность, добросовестность гарантирую»; «Я знаю, что на самом деле происходит в вашей жизни. Я лично даю гарантии, а не обещания»; «Я не задаю вопросы – принесите фото – все расскажу сама».

В некоторых объявлениях авторитетность подчеркивается благодаря использованию личного имени: «Наталья М**ская – известный целитель, не скрывающая своего имени». Интересно, что, если в объявлении упоминается имя, то обычно оно также маркировано, то есть ассоциируется с некоторыми мифологическими, литературными или «культурно-массовыми» (вплоть до каких-нибудь телесериалов) смыслами: ясновидящая Светлана, бабушка Мария, матушка Наталья, Евдокия, Ефросинья. Гелена, предсказательница Карина и т.п.

В той же роли иногда выступает наукообразность стиля объявления. Тем самым автор пытается как бы дистанцироваться от того недоверия, которое читатель, возможно, испытывает к подобного рода сообщениям. Вот, к примеру, как в одном из текстов описываются предлагаемые услуги: «Открою денежный канал. Зеркальная защита. Снимаю кармическую программу, корректирую энергетическое поле». Порой такое стремление доводит до курьезных стилистических парадоксов, сочетания несочетаемого: «Я обладаю Божьей биоэнергией».

Наконец, чтобы поднять авторитет, создатели этих сообщений могут обратиться к религиозным маркерам: «ясновидящая мусульманка»; «паломница-матушка Наталья предскажет будущее по фото»; «православные и мусульманские молитвенные заговоры» и даже так: «мусульманка решит все ваши проблемы на профессиональном уровне».

От чего же лечат? И на что гадают?
Ульяновские целители «по объявлению» готовы исцелить буквально от всего. Часто об этом сообщается без каких-либо обиняков и со всевозможными гарантиями: «помощь в любых ситуациях»; «решение любых вопросов»; «исцеление различных недугов»; «снимаю все виды порчи»; «решение всех жизненных проблем»; «потомственная гадалка решит все ваши проблемы любой сложности». Иногда такие объявления напоминают поведение фокусников или ярмарочных зазывал. Так, автор одного из текстов заявляет: «Могу все!».

Впрочем, встречаются и конкретные формулировки проблем, с которыми создатели объявлений обещают справиться. Перечень их достаточно велик и в основном связан со следующими основными темами: болезни, семейно-любовные отношения, отсутствие денег и удачи, козни врагов. Приведем некоторые наиболее яркие примеры: «возврат любимых, избавление от соперниц, заговоры от винопития, кризисные ситуации в семье, с детьми»; «избавлю от нечистой силы»; «порча, сглазы»; «детский испуг, алкогольная зависимость»; «приворот, отворот, защита от врагов»; «снятие порчи, родовых проклятий, венца безбрачия». Встречаются и такие перлы: «открою родовую линию», «открою денежный канал», «сниму черное покрывало одиночества», «усмирение духа», «изгоняю сущности».

Что касается предсказаний, то ульяновские объявления дают такой не слишком богатый перечень способов «пытания судьбы»: гадают на бобах, шаре, свечах, Таро, на старинных книгах, на «простых, черных и золотых» картах, линиях рук, кофе и камушках.

Интересные особенности
Кратко перечислим еще некоторые любопытные текстовые признаки магических объявлений. К примеру, в этих сообщениях регулярно встречается некоторая «неразбериха с лицами». Имеется в виду чередование в одном и том же объявлении форм первого и третьего лица – так, словно автор не может никак разобраться, пишет ли он о самом себе или же о его достоинствах говорит некто другой: «Потомственная предсказательница по старинной книге. Она гадает по старинной книге. Она помогает людям много лет. Она оказывает свою помощь. Загляну в будущее. Скажу про прошлое, настоящее, будущее, помогу в решении семейных проблем, избавлю от соперницы и соперника». Еще один показательный пример: «Народная целительница вернет потерянную любовь мужа в семью, отца детям. Открою родовую линию» и т.п.

Порой магические объявления почти полностью уподобляются сообщениям, где предлагаются другие повседневные услуги: «Магия. Гарантированная помощь. Диагностика» или: «Магия. Сертификат имеется».

Характерно и то, что если ранее рубрика «Магия» в газетах располагалась ближе к «Разному», то сейчас она соседствует с более солидной рубрикой «Медицина». По всей видимости, это также способствует повышению статуса и коммерческой эффективности подобных текстов.

Евгений Сафронов