ADLKpel7i5Y

Портал 1ul.ru сообщает, что храм в Прислонихе отстроят заново.
На сайте говорится буквально следующее:
В Ульяновске прошло совещание а уровне Митрополита и первых лиц региона. Обсуждали судьбу сгоревшего храма в Прислонихе. Было два варианта: отстроить его заново или перевезти на это место церковь из Ульяновска.
Решение приняли по просьбам жителей со всего региона: храм восстановят в первозданном виде. Как рассказали в Симбирской Епархии, для этого будут использовать старые чертежи Григория Пластова – деда художника Аркадия Пластова.
Строить будут с фундамента, потому средств потребуется немало. В ближайшие дни приход храма зарегистрируют как юридическое лицо, чтобы открыть счет для пожертвований. Многие батюшки и миряне выразили желание помочь в строительстве. Часть денег уже собрали.

Церковь во имя Богоявления Господня в Прислонихе дотла сгорела в ночь с 4 на 5 мая. Местный парень, 18-летний Антон Макаров, сознался в поджоге храма и дома своей соседки. Жители Прислонихи в шоке от произошедшего. 7 мая в Симбирской Митрополии приняли решение собирать средства на восстановление церкви по сохранившимся чертежам.

300-летняя история
История церкви в Прислонихе восходит к XVII веку. Земли у речки Каменный Брод, которую потом переименовали в Малый Урень, начали обживать еще в середине XVII столетия. Свои избы здесь поставили поселенцы из числа служилых и ратных людей Село назвали Богоявленским – годы спустя это имя заменили на Прислониху. Люди оказались мастеровыми – рубили амбары, мельницы, мосты, ставили избы. Тогда же возвели и первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня.

В 1722 году помещик Александр Сергеевич Белавкин построил посреди села, у пересечения речки Урень с Московским почтовым трактом, новую церковь, которая верой и правдой служила прихожанам до 1878 года. Она пошла под снос “за ветхостью и по тесноте помещения”.

WdWF6-8q4SA

Пластовы
С 1875 года при Богоявленской церкви в должности псаломщика состоял Григорий Гаврилович Пластов, дед нашего прославленного земляка, академика, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий Аркадия Александровича Пластова. В это время он перебрался в Прислоннху вместе со своей семьей. Священником здесь был отец Галактион Топорнин, а церковным старостой – местный крестьянин Корней Степанович Гундоров. Все трое принимали самое живое участие в сооружении нового, третьего нового по счету храма. А еще – сын Гаврилы Степановича Александр.

Аркадий Пластов оставил в своем дневнике запись: «В молодости отец мой, Александр Пластов, был подмастерьем у своего отца, деда моего, Григория Пластова, иконописца и, кажется, архитектора. В бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: “Церковь в селе таком-то сочинил и чертил Григорий Пластов”. Церковь в нашем селе была построена по его чертежам, и живопись в ней была исполнена им вмести с отцом».

Новую церковь решили ставить на прежнем месте. С той лишь разницей, что новый деревянный храм сделали более просторным и водрузили на каменный фундамент. Церковь поставили «кораблем», вытянув по оси с востока на запад. Состояла она алтаря, собственно храма, трапезной и колокольни. Сруб из вековых сосен обшили тесом и окрасили в белый цвет, железную кровлю – в зеленый. Купола на храме и колокольне сделали из белой жести, а кованые кресты позолотили. На колокольне подвесили пять медных колоколов. Самый большой весил 72 пуда, и звон его разносился на несколько верст окрест. Вокруг церкви устроили деревянную ограду с каменными столбами, большими коваными воротами и четырьмя калитками. В храме устроили два престола: главный, холодный – в честь Богоявления Господня, в теплом приделе – в честь Казанской иконы Божией Матери. Стены изнутри обтянули холстами и расписали маслом на библейские сюжеты. Иконостас, изукрашенный затейливой резьбой, имел более трех десятков разных икон. В росписи стен и иконостаса участвовал еще и художник Николай Грошев. Александр Пластов тогда серьезно пострадал, упав с лесов… Поставленный над обрывистым берегом реки, Богоявленский храм стал архитектурной и духовной доминантой Прислонихи, собрав в единое целое весь ландшафт села.

Вандализм
В 30-е годы XX века церковь разделила судьбу сотен храмов. Летом 1937 года вокруг нее разобрали ограду, сломали иконостас, внутреннее убранство растащили. В здании храма сделали колхозный склад, использовался он для хозяйственных нужд и позже – служил амбаром. В 1941 году раскрыли купол на колокольне. В 1955 году церковь, несмотря на заступничество Аркадия Пластова, была «приведена в гражданское состояние», то есть, обезглавлена и превращена в склад удобрений. В начале 1960-х годов церковь перестроили под сельский клуб, а потом и вовсе закрыли.

Разрушение церкви стало для Пластова страшным ударом, он тяжело переживал этот акт вандализма. В ней его мать и сестра Надежда были просвирнями. Аркадия Александровича и его сына Николая крестили в этом храме. Куда бы судьба и работа его не заносили, он всегда старался встретить церковные праздники в Прислонихе. Говорили, что он был отменным звонарем – таким, что от его колокольной музыки душа к небесам воспаряла. А еще он привозил из города бенгальские огни, опоясывал ими купола, а во время крестного хода зажигал. Зрелище – неописуемое: храм будто отрывался от земли и начинал парить в воздухе подобно большому белому облаку.

Второе рождение
В 1989 году храм начали реставрировать. Николай Аркадьевич выполнял все столярные работы, сутками пропадая в холодной церкви. Воссоздать первоначальный облик церкви Богоявления реставраторам удалось во многом благодаря рисункам, акварелям, картинам Аркадия Пластова, на которых изображен этот храм, -«Служба на Страстной», «Полная вода», «Летний праздник в Прислонихе», «Дворик художника», «Сруб для мастерской», «Из палисадника», «Праздник Флора и Лавра». Необходимые на реставрацию деньги собирались всем миром в Прислонихе, Тагае, Языкове, Подлесном, Белозерье. Прихожане спасли и сохранили несколько кусков холста, около десятка икон, большое деревянное распятие, висевшие над иконостасом, крест с купола церкви. Большое участие в восстановлении храма приняли священник Владимир Дмитриев и жители села. Общими стараниями храм Богоявления Господня в Прислонихе открыли в 1994 году. Пластов говорил: «Я счастлив тем, что восстановил эту церковь, которая была так дорога моему отцу и всей семье».

Два пожара
В ночь с 4 на 5 мая пожаров я Прислонихе было два. Первым загорелся дом в переулке Северный – в нем живет соседка парня-поджигателя, Нелли Спешилова. Пенсионерка уверена, что ее дом поджег Антон. По ее словам, накануне парень весь день из своего дома мусор выгребал, складывал все на обочине. А ночью проснулась от сильного шума и криков соседа: “Нелли Валентиновна, горите, горите!”. Пока не приехали пожарные, она вместе с соседями носила ведрами воду, заливала огонь. Только потушили огонь во дворе дома, как заметили, что пылает церковь. Рядом с ней, на лавке, и сидел Антон. Смотрел на пламя и… смеялся. Кто говорит, что он был пьян, кто – обкуренный, а в сети “В контакте” в сообществе «Подслушано Карсун» неизвестные предположили, что Антон принял спайс.
Пожарные рассказывают, что от храма шел такой жар – даже в костюмах жарозащиты невозможно было подойти. Поливали его шлангами издалека. Люди кричали и плакали. С шумом падали купола. Искры летели до дома Пластовых, но в целом, на удивление горела церковь аккуратно — огонь не повредил даже стоящие рядом деревья. Один из сельчан, – Дмитрий Барышев, – в самом начале пожара забежал в храм, успел вынести икону Казанской Божьей Матери и три колокола.

Первым огонь увидел сотрудник музея Аркадия Пластова, живущий буквально в двух шагах от храма. Он сразу же вызвал пожарных. Те приехали через четыре минуты, храм пытались отстоять три части – 17 специалистов, семь автоцистерн. Но высохший за почти 140 лет храм горел, как свеча, и исчез за считанные минуты. Снасти его не удалось.

Наутро в Прислониху приехали пресса, священник Владимир Дмитриев из Комаровки, который проводил здесь службы, – батюшка при виде пепелища упал без сознания. Парень сидел в машине полиции и давал признательные показания. Его задержали и назначили судебно-психиатрическую экспертизу.

Против времянки
Митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий встретился с главой администрации Карсунского района Владимиром Чубаровым, благочинным Карсунского округа протоиереем Геннадием Бобровым и настоятелем Богоявленского прихода Владимиром Дмитриевым. Обсудили, как возродить в приходе службы. Митрополит Анастасий предлагает перенести в Прислониху неиспользуемый деревянный храм из Ульяновска. По словам отца Владимира, это вполне возможно, только нужны средства на его перевозку. А параллельно будут делать проект нового храма, каменного. В идеале было бы воссоздать церковь в первозданном виде. Директор музея «Усадьба народного художника СССР Аркадия Пластова» Игорь Романов против временных мер:

– Я категорически против установления здесь постороннего храма. Церковь Богоявления Господня – историческая достопримечательность региональною значения. Она – часть исторического комплекса, в который входят и дом, и музей Пластовых. Это их наследие, их жизнь. У нас ведь в России нет ничего постояннее временного. Поэтому вполне возможно, что временная церковь здесь навечно и останется, а этого допускать нельзя. Надо воссоздавать церковь в точности такую, какой она была, в тех же пропорциях. С 80-х годов прошлого века, когда храм восстанавливали, остались все расчеты, чертежи, проекты и сметы. И все здание должно быть деревянным, как у прежней церкви. Этого же мнения придерживается и внук Аркадия Пластова, Николай Николаевич.

Супруга Николая Пластова, Татьяна, сообщила о том, что ее муж уже связывался с Московской Патриархией, где идею восстановления церкви в первозданном виде поддерживают.

7 мая в Симбирской митрополии провели закрытое совещание по поводу того, как поступить – поставить времянку или строить такую же церковь. Журналистов на совещание не пустили. Радует хотя принятое решение: восстановить Богоявленскую церковь в том виде, какой она была в последние 140 лет, какой ее видело несколько поколений Пластовых.

На Пасху молился
Территорию храма почти сразу же начали расчищать. К пепелищу понесли подношения – цветы, кусочки куличей и пасхальные яйца. Люди говорят, что пожар в пасхальную неделю – очень плохой знак: сельчан ждет беда. Многие напуганы.

По факту поджога возбуждено уголовное дело. Сельчане рассказывают, что дом поджигателя Антона стоит почти на окраине села, где он жил с матерью и прабабушкой Раисой Алексеевной. Он рано потерял отца, а мать часто выпивала. Когда мать снова вышла замуж и переехала в Языково, Антон постоянно сбегал к прабабушке. да так у нее и остался. Несколько лет назад прабабушка умерла. Соседи давно заметили, что с парнем что-то происходит поговаривают, что он не только пьет, но и наркотики принимает. Антон сильно похудел, лицо сморщилось, взгляд стал пугающим. По слухам, он и раньше поджигал в селе дома и бани.

Вскоре в социальных сетях появилась запись: “Антон, который совершил поджог, отпущен и бродит в пьяном виде по селу и говорит всем, что сожжет всю деревню. Наши доблестные правоохранительные органы создали (кажется специально) все условия, чтоб кто-то из возмущенных жителей искалечил его или… Неужели его нельзя было задержать на 15 суток за нарушение правопорядка??? Местные чинуши молчали, когда он жег дома. Сейчас и районная власть самоустранилась. Население собирает подписи под петицией о его изоляции».

– Он на Пасху с другими ребятами службу в храме стоял, молился! – удивляется смотритель музея Аркадия Пластова Антонина Романова. – Хотя мы знали, что такое от него можно ожидать. Он много раз грозил сжечь наше село. Ненавидел его. Многие сейчас готовы его самого сжечь. Такая в людях ненависть. Больше всего мы опасаемся, что его признают невменяемым, и он не понесет никакого наказания за свой ужасный поступок.

В ближайшее время Симбирская митрополия опубликует данные счета для перечисления пожертвований на восстановление храма. Областной Художественный музей уже начал сбор средств. Их принимают в Ульяновске в музее Аркадия Пластова по адресу: улица Гончарова, 16.