Авиастар-СП — крупнейшее в России предприятие по производству самолетов. Там можно ходить несколько дней с камерой и находить новые сюжеты и борты. Но, увы, времени как всегда было мало.

1 сентября далекого 1975 года было выпущен приказ Министерства авиационной промышленности № 350ч «О строительстве в г. Ульяновске авиационного промышленного комплекса». Он был задуман, построен и пущен в эксплуатацию с целью создания в СССР предприятия по производству нового широкофюзеляжного транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Спустя 10 лет, 30 октября 1985 года состоялся первый полет выпущенного заводом транспортного самолета Ан-124 «Руслан».

Сейчас предприятие специализируется на выпуске современных пассажирских транспортных самолётов Ил-76МД-90А, а также самолетов семейства Ту-204. Производственные мощности «Авиастара» позволяют выпускать до 50 воздушных судов в год. До 2004 года на предприятии выпускались тяжелые транспортные самолеты Ан-124 «Руслан». А первый заводской Ту-204 поднялся в воздух 17 августа 1990 года.

В настоящее время в рамках кооперации предприятие активно участвует в строительстве воздушных судов МС-21, Ил-112В, Сухой Суперджет 100. Но я вам покажу лишь маленькую часть огромного комплекса. То, что успел сам посмотреть. А в конце вас ждет небольшой сюрприз.


1. С 2004 года выпуск Ан-124 «Руслан» на заводе был прекращен, однако продолжается техническое и сервисное обслуживание этих самолетов с целью поддержания летной годности эксплуатируемого парка, находящегося в ведении Министерства обороны РФ и в коммерческой эксплуатации.

2. Всего за период существования Ульяновского авиационного комплекса изготовлено 36 единиц Ан-124.

3. Выполняется модернизация Ан-124 в типовую конструкцию Ан-124-100 или Ан-124-100-150 (максимальная коммерческая нагрузка 150 тонн, взлетный вес 402 тонны) под требования ИКАО по шумам на местности, точности самолетовождения и т.д. выполняются по документации Разработчика самолета АНТК им. О.К. Антонова и программам продления ресурса.

4. Для министерства обороны выполняется заказ на модернизацию более 20 воздушных судов.

5. «От твоей работы зависят жизни людей» — плакат рядом с самолетом.

6. «Руслан» без носовой части фюзеляжа.

7. После прекращения производства Россия и Украина несколько раз пытались вернуться к вопросу возобновления производства, но увы. А текущая политическая ситуация в целом исключает это более чем. Таким образом, ремонт и модернизация самолётов Ан-124 «Руслан» в России теперь осуществляется только силами АО «Авиастар-СП».

8. Другой проект отечественного авиапрома — Ту-204СМ. Согласно реестру, на заводе построено два борта, которые традиционно летают на авиашоу. Четыре самолета семейства Ту-204 завод планирует передать в эксплуатацию в этом году.

9. На самолетах семейства Ту-204, находящихся в эксплуатации завод проводит своевременное техническое обслуживание.

10. Два Ту-204-300 будут переданы в Специальный летный отряд «Россия», один из них — в вип-компоновке.

11. Ранее самолет был заложен в стапеля как модификация Ту-204-100В, но позже его конвертировали в Ту-204-300.

12. Самолет уже в целом готов и в этом году отправится возить первых лиц государства.

13. На момент съемки велся монтаж салона.

14. Справа — каюта главного пассажира.

15. В отличии от версии «СМ» все остальные 204 имеют трехчленный экипаж.

16. Если верить реестру, то на заводе было заложено около десятка разных модификаций самолета. Но какой либо информации по ним я не нашел.

17. С этим бортом я, честно говоря, ни черта не понял. На заводе сказали, что это СМ. Но заводской номер 64056 принадлежит Ту-204С(Е), который строился для Китая, но проект был заморожен. Так же в реестре написано, что «Первоначальный задел по борту частично передан на 64151». А 151 машина — это как раз СМ. Мне в комментариях часто любят тыкать Ту-334, мол загубили Суперджетом. Слушайте, тут современные машины ТУ-204СМ покупать никто не хочет, а вы вспоминаете мертворожденный проект КБ Туполева уже двадцатилетней давности. Кому он сейчас нужен-то?

18. Ту-204-100В RA-64049 прилетел на завод для выполнения работ по бюллетеню. Борт совершил первый полет в 2008 году и сейчас весьма активно эксплуатируется авиакомпанией Red Wings.

19. А вот с Суперджетами у краснокрылых вышла неприятная история.

20. Эм. А стекло зачем бить?

21. Уникальный автобус для тестирования радиотехнических средств самолетов.

22. Но, конечно, основной проект комплекса — это транспортный самолет Ил-76МД-90А, который является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД. Этот самолет имеет новую конструкцию крыла, новые пермские двигатели ПС-90А-76 тягой 14,5 т каждый, усиленное шасси, изменённые радиоэлектронный и навигационный комплексы. Сейчас в МО РФ подписан контракт на поставку 39 бортов.

23. Кто может опознать, что за борт на улице стоит?

24. А вот и обещанный сюрприз — линия по производству панелей фюзеляжа, хвостовых отсеков, хвостового оперения и более мелких деталей нового перспективного самолета МС-21.

25. Детали композитных крылье и хвостового оперения для первой летной машины уже уехали в Иркутск, а сейчас завод готовит комплект для статических испытаний. На фотографии киль из композитных материалов для МС-21.

26. Неврюры — дюралюминий, крепление — титан. Остальное композитный панели, которые сделали рядом — на Аэрокомпозите.

27. Заготовленные детали стапеля для фюзеляжа.

28. Готовая панель.

29. И ее детали. Точность сборки астрономическая.

30. Сборка хвостового отсека МС-21.

Огромное спасибо пресс-службе предприятия Авиастар-СП, Корпорации развития Ульяновской области и всем, кто помогал в этой поездке.