В прошлом году мы закончили нашу четырёхлетнюю эпопею по комплексному изучению самых известных рек Ульяновской области (подробнее о результатах здесь), однако дружно постановили, что ставить точку на водной тематике рановато. Поэтому с 2016 года даём старт многолетнему проекту Ульяновского областного отделения Русского географического общества «Озёра Ульяновской области».
Кряж известен своей осоково-сфагновой сплавиной по периферии озера, имеющей возраст около 2 тыс. лет. Несмотря на то что этот мохово-травянистый ковёр лежит на воде, он с лёгкостью выдерживает взрослого человека. Сам водоём, как и большинство водораздельных озёр, является олиготрофным, поэтому весьма беден в плане растительного и животного мира. Однако невысокое разнообразие флоры и фауны компенсируется её своеобразием. Кряж – это настоящий таёжный уголок в лесостепной зоне нашего региона.
Озеро Становое, в отличие от Кряжа, в своё время подвергалось торфоразработкам, в связи с чем мозаика растительности в настоящее время носит сложный характер. На антропогенное вмешательство указывают геометрически правильные формы торфяных выработок, что хорошо заметно на космических снимках. Сейчас обилие заводей и плёсов, разделённых карьерными бровками, привлекает большое количество водоплавающих птиц.
Подробные итоги исследований всех компонентов фауны реликтовых озёр будут освещены в декабре на ежегодной конференции «Природа Симбирского Поволжья» в Ульяновской областном краеведческом музее им. И.А. Гончарова. Здесь же немного остановлюсь на традиционных объектах своих исследований – летающих, в меньшей степени бегающих и ползающихпозвоночных .
Чайки на таёжных озёрах тоже особые – сизые. У нас этот вид встречается в основном на миграциях, но отдельные пары проводят лето и, вероятно, гнездятся на глухих лесных озёрах и болотах.
А вот из водоплавающих птиц на Кряже чаще всего на глаза попадаются чомги, устраивающие свои плавучие гнёзда прямо на воде.
Из млекопитающих самым характерным представителем фауны является речной бобр. Однако в отличие от зверей живущих на реках, «озёрные» бобры не роют норы в берегах, а строят хатки, которые могут достигать весьма внушительных размеров.
Пока двольно, ну а уже в конце мая запланирован следующий выезд…
|
|