Во время майских праздников группа ульяновцев совершила масштабную поездку по северо-западной части России. Путешественники проехали около четырех тысяч километров по маршруту: Ульяновск – Обнинск – Бородино – Санкт-Петербург – Новгород – Ростов – Углич – Мышкин – Кириши – Навашино.
Одной из задач «вояжа» был осмотр мест боевой славы, связанных в основном с событиями Великой Отечественной войны. Мы расскажем о некоторых из посещенных достопримечательностей.

Обнинск и Бородино
Обнинск – первый наукоград России, город атомщиков и геофизиков. Мы прибыли туда накануне Пасхи и 1 Мая. Город успел преобразиться к майским праздникам: были проведены массовые субботники, украшен цветами центральный мемориал «Вечный огонь». Одна из важных достопримечательностей Обнинска – рубка атомной подводной лодки К-14. Подлодка была построена и выполняла важные боевые задания уже в послевоенное время.

В Обнинске, как и в Ульяновске, «эхо войны» можно ощутить лишь опосредованно – к примеру, беседуя с фронтовиками или работниками тыла. Совсем иные впечатления остаются от посещения тех мест, где в свое время земля сотрясалась от взрывов снарядов. Так, в подмосковной деревне Бородино, куда мы попали на следующий день после Обнинска, как бы встретились две эпохи сразу – наполеоновской войны и Великой Отечественной. К примеру, известный памятник XIX века в честь 17-й пехотной дивизии генерала Олсуфьева (героя 1812 года) серьезно пострадал в ходе осенних боев 1941 года: на белокаменной колонне отчетливо видны следы фашистских снарядов. А совсем недалеко от этой колонны – гранитная плита, посвященная подвигу солдат 32-й стрелковой дивизии, которые погибли в октябре 1941 года.

Кстати, во время нашего путешествия мы обнаруживали следы фашистских пуль и бомб на многих культурных объектах. Например, грандиозный монумент «Тысячелетие России», воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году, намеренно был разрушен немецкими захватчиками. Также очень много подобных следов в Питере.

Кириши
В городок Кириши Ленинградской области мы заехали потому, что именно здесь в братской могиле захоронен прадед одного из участников нашей поездки. Посещение здешнего братского захоронения действительно поражает: на небольшом по территории участке покоятся останки более четырех тысяч человек, все имена и фамилии которых записаны на специальных стелах. Этот грандиозный мемориал был открыт 9 мая 1970 года. Всего на мемориальных досках здесь увековечены имена 9242 человек.

Мы осмотрели и другой впечатляющий памятник, расположенный на въезде в Кириши, – мемориал «Эхо войны». Он представляет собой фрагменты стен бывшей фабрики игрушек – единственного здания, уцелевшего после массовых бомбардировок. Именно здесь в течение двух тяжелейших лет пролегала линия фронта. Бои были так жестоки, что в Киришах не уцелело ни одной постройки.

Рядом с мемориалом на деревьях небольшой березовой аллеи мы увидели множество бумажных голубей, сделанных явно детской рукой. Возможно, это городская традиция, поддерживаемая одним из Киришских образовательных учреждений.

Мясной Бор
Следующее место нашего паломничества – братское захоронение в деревне Мясной Бор Новгородской области. Во время Великой Отечественной войны здесь были убиты десятки тысяч советских, немецких и испанских солдат. В июне 1942 года советская Вторая ударная армия оказалась полностью окружена. Солдаты попытались вырваться из окружения, в результате чего большая их часть погибла. Небольшой участок заболоченной земли, где произошли эти кровопролитные события, стали называть «Долиной смерти». До сих пор поисковики продолжают находить останки погибших. Каждое 9 Мая здесь с почестями хоронят найденных солдат.

Мы прошлись вдоль стел и табличек с тысячами фамилий солдат. Некоторые надпись очень лаконичны: «Здесь захоронены останки 243 павших бойцов и командиров Красной армии»; «Михайлов Виталий Анатольевич, старший лейтенант. На его личном счету 69 немецких оккупантов». Традиционна и трогательна простая надпись: «Нашли и помним».

Мы осматривали мемориал в Мясном Бору как раз в тот момент, когда солдаты местной военной части приводили его в порядок: красили, убирались, очищали от прошлогоднего мусора.

Благодаря нашему быстрому перемещению создавалось четкое ощущение того, что вся страна дружно готовится встретить День Победы.

Как и любое место крупных трагических событий, «Долина смерти» провоцирует на создание различных интересных легенд и рассказов. К примеру, местные жители нередко рассказывают о том, что само название «Мясной Бор» имеет пророческий характер: дескать, когда-то в их деревне жил некий старик, который не раз предрекал будущие кровавые события. Изначально поселение получило свое название из-за крупной скотобойни, расположенной неподалеку. Однако после войны это наименование стало ассоциироваться с многотысячными жертвами войны. Кстати, поговаривают также, что якобы на трассе М-1 0, проходящей рядом с Мясным Бором, часто случаются автомобильные аварии: водителей на данном участке неудержимо клонит в сон.

Дзот на 273-м километре Новорижского шоссе
Уже глубоким вечером мы почти случайно заметили примерно в двухстах метрах от обочины Новорижского шоссе (273 километр – в соответствии с «синим» дорожным указателем) дзот времен Великой Отечественной войны. Выяснить подробности, связанные с его историей, нам не удалось, однако само это место по крайней мере раз в год точно посещают: на верхушке мы обнаружили укрепленный красный флаг с надписью: «150 стрелковая ордена Кутузова 2-й степени Идрицкая дивизия». Вероятно, его установили как раз накануне Дня Победы.

Навашино
Своеобразной кульминацией нашего «мемориального путешествия» стало посещение 98-летнего участника войны – бывшего командира стрелкового отделения 98-го стрелкового полка 10-й стрелковой дивизии Федора Акимовича Киреева. Он проживает в городке Навашино Нижегородской области.

В 1944 году Киреев участвовал в боях возле реки Вуокса и первым ворвался в финские траншеи. В упомянутом сражении его тяжело ранили. За этот подвиг он был награжден медалью «За боевые заслуги».

– Удалось однажды и «языка» взять – немецкого лейтенанта. Я обезоружил его и привел в свой полк, – вспоминает ветеран, который, несмотря на свой возраст (почти сто лет!), держится молодцом: Федора Акимовича приходится буквально уговаривать посидеть – он часто встает, охотно показывает фотографии из семейной коллекции. Некоторые из них датируются началом XX века.

На наш взгляд, подобные поездки – лучший способ «ненавязчивого» патриотического воспитания. Ни один учебник истории или самые подробные документальные свидетельства не смогут заменить тех чувств, которые охватывают человека, посещающего места гибели тысяч солдат. История в таких местах оплотняется до подлинной реальности.

Благодарю за помощь Андрея Цухлова и Илью Павлова, без участия которых описанное выше путешествие никогда бы не состоялось.

Евгений Нувитов