В 1997 году ульяновскому автомобильному заводу в собственность отошло 3 миллиона квадратных метров территории города. Время показало, что предприятию достаточно 1/6 от этой территории. По расчетам руководства завода, для производства до 90 тысяч автомобилей достаточно 50 га.

кк

В итоге УАЗ начал расставаться с лишней землей только в 2015 году. Была выгодно продана часть территории под гипермаркеты «Мегастрой», «О’КЕЙ» и «Магнит». УАЗ выручил по 25 млн за 1 гектар. Эти деньги вполне могли оказаться в городском бюджете.

Дело в том, что в 1997 году территория, которая отошла УАЗу была сформирована с нарушениями закона. Во-первых, много объектов завода не были в установленном порядке оформлены. И даже сейчас УАЗ распродает их без должного оформления. Во-вторых, в территорию завода незаконно была включена городская дорога.  В-третьих, автозаводу отдали землю под чужими объектами. И ряд собственников зданий оказались юридически «подвешенными в воздухе», так как земли, на которой стоят их объекты, стала принадлежать автозаводу. При этом платит за землю УАЗ, а использует собственник недвижимости.

Споры  с такими собственниками  для УАЗа не редкость и очередной рассматривается сейчас в арбитражном суде (дело № А72-1329/2016). Особенность этого дела в том, что впервые встал вопрос законности приватизации земли с точки зрения надлежащего продавца. Дело в том, что автозавод федеральное предприятие, и землю должно  был продавать федеральное ведомство. Реально же продавцом выступал областной Фонд имущества.

Однако даже с такой спорной землей завод не спешит расставаться. Не отпускает желание распродать оставшуюся землю не дешевле чем под гипермаркеты. Да и владение землей для УАЗа не обременительно.

С 1 января 2014 году предприятию была предоставлена 50% скидка по земельному налогу. Инициатива была областных властей, а в итоге городской бюджет по примерным расчетам недополучил  более 50 миллионов рублей.

Отдельное внимание стоит обратить на условия предоставления льгот. Для сравнения, как дает льготы промышленным предприятиям Москва: «Если компании соответствуют определенным критериям, то город позволит им снизить общую налоговую нагрузку примерно на 10% (они будут платить только 50% начисленного налога на имущество, 20% — земельного налога, а арендная плата составит 0,3% от кадастровой стоимости вместо 1,3-1,5%). Критерии такие: фонд оплаты труда и инвестиции за последние пять лет — не менее 100 млн руб. на га, выручка за последний год — не менее 300 млн руб. на га. При этом средняя зарплата сотрудников должна быть не ниже среднемосковского дохода (в 2015 году, например, он был 55 тыс. руб.), а плотность застройки — не менее 4 тыс. кв. м на га».

И как это сделал Ульяновск: «Установить налоговую льготу по земельному налогу в виде освобождения от налогообложения в размере 50 процентов организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство автомобилей». В результате УАЗ просто «сел на ресурс».

Это история показывает, что на протяжении двух десятков лет люди в администрации меняются, а низкое качество администрирования остается.

Сначала УАЗу продали слишком большую территорию по заниженной цене, упустив дополнительную прибыль в бюджет. Затем городские депутаты добровольно отказались от поступлений в бюджет в виде льготы по налогу, не выяснив, что взамен получит город. Сейчас власть не торопится принимать заводские дороги. Денег-то в бюджете нет, а дороги надо содержать. И, наконец, город никак не влияет на то, что будет на высвобождаемой территории автозавода. К примеру, в той же Москве на территории бывшего ЗИЛа закладывают строительство  концертного зала, филиала Эрмитажа, современной школы искусств, спортивных учреждений, больших общественных пространств и озелененных территорий. А что у нас? Автозавод застроит плотный частокол 20-этажных домов-монстров?