Почему традиционный фольклор не популярен у русских(особенно у молодежи), а другие нации и народы России относятся к этому несколько иначе? Помогает ли фольклор гармонично развивать личность ребенка? Что такое «нематериальное культурное наследие»? На эти и другие вопросы попытались ответить участники I региональной информационнопрактической конференции, посвященной сохранению и восстановлению русской национальной культуры.

– В прошлом году мы проводили подобную конференцию – отдельно от фестиваля народной песни «Гуляние на Красную горку». В 2016 году наша конференция приобрела статус региональной, и мы решили объединить ее вместе с фестивалем в один проект, – поясняет директор детской школы искусств №7 Марина Расторгуева.

На самом деле мероприятие получилось межрегиональным, поскольку с докладами выступили и гости из соседнего Саратова. Так, преподаватель Саратовского колледжа искусств Елена Спицына поделилась некоторыми интересными сведениями, собранными во время специальных экспедиций.

– По сравнению с селом, в городе традиционные детские игры и жанры фактически исчезли. В Саратовской области и соседних регионах даже старшее поколение практически не знает и не помнит текстов, связанных с родильно-крестильной обрядностью, а также такие детские (адресованные детям) жанры, как потешки и пестушки. Из обихода исчезают пословицы, поговорки, сказки, – отмечает преподаватель.

В свою очередь директор Ульяновского колледжа культуры Наталья Аринина указывает на то, что пожилые горожане с трудом вспоминают, как праздновали раньше Масленицу, во время застолий уже не слышно традиционных песен.

– Не только среднестатистические ульяновцы, но даже студенты музыкальных училищ не знают и не понимают русских народных песен. Совсем иная ситуация у других народностей – чувашей, татар, мордвы, которые ценят свой традиционный фольклор, – констатирует директор колледжа.

По словам Арининой, в различных СМИ и Интернете в основном наблюдается засилье массовой культуры западного образца, а статей и телепередач, посвященных народной культуре, – ничтожно мало.

Стоит отметить, однако, что подобным «сетованиям» без малого сто лет. Еще в начале XX века некоторые этнографы и фольклористы жаловались, что на смену протяжным, «долгим» старинным песням приходят фабричные частушки. Просто не нужно забывать, что отмирание одних жанров фольклора (к примеру, севернорусских былин) и приход им на смену других текстов и ритуалов – совершенно естественное явление. Так, в настоящее время наблюдается «взрывообразное» распространение различных форм интернет-фольклора, любопытных лечебных и псевдомедицинских практик, спонтанных обрядов (таких как «свадебные замочки» и т.п.). Сетовать, а тем более кого-то порицать или осуждать здесь, наверное, бесполезно, но сохранять и восстанавливать – для тех, кому это интересно, – вполне возможно.

С любопытным докладом обобщающего характера выступил доцент УлГПУ, научный сотрудник ЦНК Михаил Матлин. Он напомнил собравшимся о том, что не бывает общерусского фольклора -традиционная культура всегда диалектна. Также он представил развернутое определение термина «нематериальное культурное наследие», что актуально в связи с созданием соответствующего общероссийского каталога (подробнее: об этом: http://www.rusfolknasledie.ru).

Добавим, что, помимо обсуждения теоретических проблем, участники конференции провели различные мастерклассы – от росписи по дереву до изготовления оригинальных обрядовых кукол.

Евгений Нувитов