Об этой и других проблемах волжского круизного туризма и бизнеса мы поговорили с директором самарской компании «Спутник-Гермес» Натальей Денисовой.
С Натальей Денисовой мы познакомились на 1-й межрегиональной выставке «Отдых на Волге» в Ульяновске, где Агентство по туризму нашей области заключило соглашение с самарцами по развитию круизов. Как известно Агентство, руководит которым Юлия Скоромолова, приступило к разработке Стратегии развития туристской отрасли в Ульяновской области до 2030 года. На суд общественности была представлена презентация, в которой нас заинтересовали моменты, связанные с больной темой для Ульяновска — работой речного порта, круизами по Волге и практически полным отсутствием у нас туристов, прибывших на теплоходах.
Речной порт Ульяновска жив или мёртв?
Среди проблем Агентство отметило неблагоустроенность территорий и низкий уровень развития туристской инфраструктуры области, низкий уровень качества обслуживания, плохую узнаваемость туристских брендов Ульяновской области за пределами региона. Ульяновск назван одним из центров круизного туризма на Волге, что мы в редакции считаем большой натяжкой. Достаточно вспомнить уничтожение всех рейсов «Метеоров» и «Комет», мощные заборы по всему периметру порта, отсутствие с ним автобусного сообщения из города, ужасающий вид лестницы, ведущей вверх на улицу Кирова, неблагоустроенную и дико захламлённую территорию в сторону центрального пляжа…
Сама Скоромолова говорила нам, что «это практически единственный на Волге порт, который находится в частной собственности и отсюда огромное количество проблем». А ныне ещё и оползень создал неприятности с проездом автотранспорта. К сильным сторонам региона в презентации отнесены — расположение на Волге, наличие развитой транспортной системы (два аэропорта, железная дорога, речное сообщение, автотрассы). Насчет речного сообщения мы бы опять поспорили, так как оно в Ульяновске практически «мёртвое». Агентство корректно называет его состояние средним, а Юлия Скоромолова отмечает, что у круизного туризма есть потенциал и возможности развития хорошие. Тем интересней взгляд на проблему со стороны, от человека, который работает в туризме на Волге почти всю жизнь, ещё со времён СССР.
Заходу в порт Ульяновска мешает… порт
— Развивать внутренний туризм крайне необходимо, — уверена Денисова. — Власти Ульяновской, Самарской областей, Татарстана и Чувашии должны повернуться лицом к туристической отрасли своих регионов, вот, проект «Красный туризм» очень неплох и перпективен. «Спутник-Гермес», например, тоже будет принимать китайцев на своих кораблях. Без помощи властей и чиновников некоторые вопросы турбизнес Ульяновска или Самары не решит сам. Какие? Инфраструктура, дороги, музеи, подготовка экскурсоводов, проблемы с налогообложением в этой сфере — тот же НДС. А санатории, включая ульяновские? Многие из них совсем не того уровня и класса, к которым наши туристы из Поволжья уже успели привыкнуть, например, в Чехии.
Вопрос «Почему в ульяновский речпорт заходит так мало кораблей?» вы должны адресовать врио губернатора Сергею Морозову, это не в компетенции туристических компаний. Но в Ульяновске, да и у нас в Самаре, кстати, этот вопрос ещё связан с услугами по комплексному обслуживанию флота, КОФ. Бункеровка топливом, водой и сбор загрязнителей с судов являются неотъемлемыми составляющими при заходе теплоходов в порт. Так вот, КОФ — это весьма затратное дело. Когда я, как директор компании считаю бюджет, я стараюсь «уйти» от КОФ в портах. Есть ещё и затратные вопросы безопасности, например, пресловутые «рамки», металлодетекторы. В Казани они есть в порту, речники там взяли эту услуги и безопасность на себя, а в Ульяновске — нет. Следовательно, если заходить к вам в порт, мне нужно самой решать эту проблему, взваливая на себя финансовую сторону вопроса. Плюс это лишнее и ценное время на посадке-высадке пассажиров. Ещё одна причина, по который мы не хотим заходить в Ульяновск — отсутствие у вас так называемых зелёных стоянок для круизных теплоходов. Каждый день в круизе туристы идут в город. Жарко, экскурсии, гиды, достопримечательности, дети, фотографии… А многие хотят просто искупаться, позагорать вне стен, зданий, асфальта и бетона. У вас была зелёная стоянка в Старой Майне, это было здорово! Туристы отдыхали, купались, а местные приносили им на продажу свежую клубнику, фрукты, овощи, рыбу, работали коптильни… Но и это не всё, что мешает заходу теплоходов к вам в Ульяновск.
Булгар и Тетюши выиграли конкуренцию у родины Ленина
Денисова говорит, что ещё на Волге существует стандарт движения кораблей, строгий график. Это стандарт «завязан» на прохождение шлюзов. Если теплоходы идут вверх по реке, то обязательно проходят Городецкие шлюзы в Нижегородской области, этакий метафизический барьер между Верхней и Нижней Волгой. А до Городца есть ещё Казань, Чебоксары, Козьмодемьянск.
— Чтобы зайти в эти города, которые давно интересны туристам, мы должны «лететь» вверх по Волге с определённой скоростью. Зайдя в Ульяновск, где сложная и большая конфигурация «аппендикса» речпорта, мы теряем три-четыре часа минимум на турпрограмму, и два часа на заход-выход из порта. Тогда мы вынуждены будем пропустить Казань, а это совершенно нереально, никакой турист на «пропуск» этого города не согласится, столица Татарстана — один из реальных центров туризма в Поволжье и в России.
А появился ещё заход в Булгар, где Болгарский историко-археологический комплекс включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и туристы хотят туда попасть. Татарстан вовсю развивает Тетюши, где отменная турпрограмма, рыбная кухня, приёмы, концерты, слияние трёх культур — русской, чувашской и татарской. Ульяновск тут, простите, проиграл конкуренцию «убежавшим» вперёд Казани и другим городкам. Возрождайте Старую Майну, деньги от туризма потекут рекой. Зацепили бы и ваши Ундоры, тамошнюю глину, санатории. А так… Сейчас это нереально из-за графика шлюзов и программы в других городах вверх по Волге. И пока нам даже выгоднее возить за свой счёт туристов из Ульяновска, которых, кстати, ещё и мало, в Казань или в Самару, там сажать их на свои теплоходы, чем заходить к вам в порт.
Туристы всё равно хотят в Европу
По словам Натальи Денисовой поток туристов, которые переключились с зарубежного туризма на внутренний, в рамках её компании вырос на 15-20%. Причины известны — санкции, курсы валют, кризис, проблемы с Турцией и Египтом. Однако до сих пор в Поволжье сохранилось огромное количество туристов, которые выбирают только отдых за границей, даже переходя на более бюджетные его варианты. Здесь причины — более комфортный во всех смыслах отдых, чем тот, который предлагают турфирмы внутри России, желание устроить хороший отдых своим детям, «привыкание» к курсам евро и доллара. Люди вместо Турции и Египта едут в Грецию, Болгарию, Черногорию, Испанию и на Кипр.
— И тут я не согласна с нашим государством, которое закрыло некоторые сообщения с Европой, люди всё равно будут хотеть туда ездить.
Андрей Белов
Наша справка:
Туристическая компания «Спутник-Гермес» была образована в Самаре в 1999 году. «Спутник-Гермес» — крупнейший туроператор Самарской области по зарубежным турам и речным круизам. С момента основания руководит компанией Наталья Денисова. Основу деятельности компании составляют речные круизы по Волге, туры за рубеж с вылетом из Самары и других городов, организация отдыха в России и ближнем зарубежье. Представительства компании работают в Самаре, Тольятти и Казани. В 2012 году компания получила статус «Лучший круизный оператор Самарской области». В собственности компании — теплоход-пансионат «Валерий Чкалов», в оперативном управлении — теплоход «Хирург Разумовский». Компания работает с теплоходом «Фёдор Достоевский», а в навигацию 2013 года флотилия пополнилась теплоходом «Ф.И. Панферов». Численность сотрудников фирмы в летний сезон — 300 человек. По словам Натальи Денисовой, оборот компании «Спутник-Гермес» — около 2 миллиардов рублей в год.
и
А что им тут делать?
Город просто не выдержит такой нагрузки
туризма и экскурсий. Миллион китайцев уже пошё-ё-ёл!
про Ундоры
Это же позорище самое настоящее.
Ундоры по достопримечательностям не уступают, например, Ширяево (Самарская обл.). А то еще и переплюнут.
Но, господа чиновники, съездите в Ширяево и съездите в Ундоры. Дороги в эти сёла – небо и земля.
И вы с такой убогой так называемой дорогой хотите кого-то привлечь??!!
Спасибо Горшкову, хоть как-то село седержит более-менее в порядке.
Пинкертон
Вот почему так? Как только мнение со стороны – так похоже на правду или ей (правдой) является. Пусть даже вот так, как в этом небольшом материале. Без особой глубины, конечно, но ведь никто и не претендует. Как только мнение от местных ньюсмейкеров с усами или без оных, так какие-то фантазии рассчитанные на очередной десятилетний период, треск, шум, гам, пиар. И всё, обычно, далеко от истины.
Гость
А вот и ответ компетентного человека на лозунги и бравады о развитии туризма в Ульяновской области.
Именно такие люди должны возглавлять профильные комитеты.
А у нас – любая кухарка может руководить страной…но что-то не получается.
и
25 лет нашей страной руководят кухаркины дети
дядя ЕРошка
Ещё если в Ульяновске, то волосы обязательно должны быть белого цвета.Тогда путь к успеху на 50% гарантирован.
Hermes
Самая лучший памятник речпортам и речному сообщению в Уль.Обл. – это пристань в с.Белый Яр
Эстэн
– «это практически единственный на Волге порт, который находится в частной собственности и отсюда огромное количество проблем». Вот и ответ. Срань господня (либерасты) и примкнувшая к ним масса обывателей в 90-е рвали глотки за капитализм. Ну и что вы получили? Красивейший на Волге речпорт превращен в клозет с тюремными заборами. Дебилы.
и
…no comment!
lil
Только при этом забывают сказать, что у нас еще и единственный порт без бюджетных дотаций, и если бы в 90-е его не купил частник, он бы совсем развалился.
Местный житель
Уважаемые репортеры Улпрессы сходите на лестницу ведущую к Речь Порту, запечатлите то как там делают ремонт этой многострадальной лестницы – халтура высшей степени! дилетанты! Какие то три пацана, шабашники, срезают погнутые прутки и приваривают новые, а как же основание, фундамент, сваи, дренаж?!!!! эта халтура на следующий год же вкривь и вкось будет опять!!! Выглядит как очередной отмыв денег! Сколько там на это выделили?!
и
1 000 000 рублей
Местный житель
даа за миллион там счас отремонтируют… делать так делать капитально, потом опять переделывать – считай денги на ветер!
Турист
Каждый год хожу на теплоходах и вниз по Волге и вверх, такого речного порта и такой не развитости нет нигде, если речной порт в частных руках неужели они не могут организовать нормальный досуг для приезжающих туристов??? Они же предпринриматели- или их бизнес весь строится на грузовом флоте??? и ВООБЩЕ как Речной Порт оказался в частных руках???? А население спросили? хотим ли мы этого? В СССР “толпами” теплоходы стояли в Ульяновске и ничего им не мешало почему-то в подтверждение фотография порта.
Ндааа…
Это должно быть новым заданием Кучембаеву! Пусть возвращает порт в госсобственность и убирает оттуда тюремные клетки и все лишнее, что загаживает Волгу и причал.
Аноним
Ага! Из частных рук, куда все ушло за копейки, город пусть выкупает порт взад за миллионы! Так и задумано подлыми людишками-временщиками. Город наш уже почти банкрот. Долги составляют более половины годового бюджета! Все разворовано, “разынвестировано”, “расколобковано”. Остатки уйдут на прототип “сколково”.
Односельчанин
Страну развалили – нас не спросили, а вы про речпорт!
Отдать концы!
Да! Печальная нарисована картинка.Так после 90-х с речным флотом никуда и не приплыли. На Суре про которую все давно уже забыли флот из Сурского и Бар.слободы перетащили в Алатырь, из Алатыря в Шумерлю, из Шумерли в Ядрин где его и полностью попили в прямом смысле газорезкой.Какая-то перехватившая куш конторка по заготовке металлолома. На Волге все ещё сложнее и масштабнее, в смысле кризиса.Настоящего кризиса. Уже с 1990-го и посей день. Кроме очередных переименований речного порта в очередную зону, портовую, инвестиционную,закрытую, обособленную и черт те ещё какую – с этим в Ульяновской области совершенно нет никаких проблем- легко! Зоны, кластеры, горы и долины… сыпятся как из рога изобилия.Там с этим хорошо дело поставлено. Но реальных сдвигов, кроме некой мышиной возни, ничего больше не предвидится в перспективе.Хотя главой государства в 2015 много было сказано конкретного в отношении возрождения флота на малых реках,и речного флота в общем а также по сопутствующей ему инфраструктуре.Вернитесь ка к этому документу.Он наверняка есть в “продвинутом электронном документообороте Опёнышевой”.Из всех волжских городов Ульяновску можно смело присвоить очередной титул-Сухопутная столица России на берегу большого водохранилища.Конурентом может быть разве только что какой нибудь отодвинувшийся на сотню километров от Аральского моря какой нибудь город Казалинск. Хоть бы правительство вместо денег на ветер и фантазий заказали на своем же Криушинском СРЗ какие нибудь лёгкие суда прогулочные или паром комфортабельный чтобы ходил когда мосты ремонтируют,дублировал и разгружал пассажиропоток из центра сразу в Новый город, где на берег сразу в районе Парка на Сурова или хотя бы прямо на Терассу.
Но не все так безнадёжно.Капитан улыбнитесь! В области уже проложен пробный маршрут без затрат в портах, на металлодетекторы и рамки.Без бункеровки. Водный туристический по реке Суре.( Свияге,Черемшану)Маршрут “Аля -Ежов со товарищи” от бывших соляных складов в Сурском в сторону Сары и далее..А вполне можно и вниз по Суре и в уже затухающее Первомайское, бывший Сурский острог.Там чудесные места для стоянки этой самой зелёной. Зелени там и даров природы вполне. Малины море.
Весь вопрос в стремлении и возможности перевести желаемое в реальную плоскость.Зависит от тех кто ближе к областной и федеральной казне.От должностных лиц,распоряжающихся потоками.Но область очень продолжительное время в долгах как в шелках,какой уж тут речной флот малый и крупнотоннажный…и тем не менее – “Держи чалку Ульяновск”!
Паром?
Вы конечно извините но ждать его час а потом еще полчаса плыть до следующего берега, чтобы там опять пересесть на автобус – это бред.
Прогулочные маршруты это дело коммерсов в том числе, им неинтересно. Так это и ульяновцем не особо надо.
Посмотрите в чем состоит типичная прогулка на теплоходе? Вот тебе набережная, гуляешь, кушаешь мороженое – а пойдем на кораблике поплаваем – пойдем. Прогулка опять же по городу – пейзажи, архитектура. У нас окромя букв “Ленин” – шиш.
Какого лешего должно случится чтобы ульяновца занесло в реч порт? Полчаса вниз по лесенке – час вверх.
Ну на разок – окей. А корабль он в прямом смысле есть просит.
и
Как на счёт гражданского речного флота,м? Я с удовольствием добрался бы до Куйбышева с ветерком на комфортабельном “метеоре” как в добрые Советские времена,чем рискуя жизнью трясясь по трассе на ржавой “хгазел”
А с чего
Вы решили , что метеор не был бы ржавым ?
1
хотя бы с того, что он не стальной =)
Не нужно
Когда есть альтернативы – это здесь не надо.
Навигация ограничена во времени, пассажиропоток не особо чтобы огромный.
По пути следования ведь никого не подцепишь и не высадишь. Зависимость от портов.
Будет нерентабельно или по такой цене что вы скажете “да я лучше на поезде в СВ”. Утрирую конечно, но если заниматься развитием транспорта есть десяток других вещей на которые можно попробовать работать в убыток, чем пассажирский речной флот
Я бы за маленький самолетик до Самары-Казани и прочих Волгоградов.
Город-порт пяти морей
По такому принципу, и закупленных бы областью пяток другой пассажирских “кукурузников” вполне бы хватило, обслуживать маршрут областной центр – удалённые райцентры области. 12-14 пассажиров зараз тоже не плохо.А кто у нас летает сейчас в области? Кочетков, Родионов, Чепухин, так у них и с личными и служебными авто без проблем.Что касается флота, конечно пассажироперевозки нерентабельны будут как пить дать, портового оборудования и прочих требований флота ни один сельский порт не выдержит . Но с туризмом и экскурсиями в области вырулить можно на прибыль, если все учесть и грамотно рассчитать.В Сормове уже начали производить комфортабельные суда на 80 человек с каютами осадкой всего 40 сантиметров для малых рек.Один из них под названием “Сура” уже проходит испытания в эту навигацию и будет затем включён в речной регистр и допущен к эксплуатации. Повторюсь, экскурсионный.Возможно что то подобное и придёт со временем на смену ” Лучам”,” Зарям” и ” Зарницам” для пассажирах на линиях.А что мешает запустить скоростной “Метеор” из Ульяновска в Казань и Самару не совсем понятно.Может дело в том что Ульяновский порт частный ,силёнок у частника маловато..”и себе не ам и государству не отдам?” Так впринципе может продолжаться целыми десятилетиями.Дети сумеют состарится так и не покатавшись на речных судах в городе “порту пяти морей”.
Портовая столица же
Вообще-то я не про область, а про наоборот про более развитые регионы.
А если бы да кабы можно деньги куда поприбыльнее вложить.
Экскурсии – не знаю не знаю, вот ну попилят сейчас пару тройку сотен миллионов как это сделали с автодромом, колобками, сейчас осваивают музей СССР. Туризм ради попила..
И что вы смешали порт и перевозчиков?
Какая-то проблема высосанная из пальца, в городе с отсутствующим общественным транспортом, разбитыми дорогами, тепловозной железной дороге, паршивым в край авиасообщением (которое на порядок лучше в “загнивающих” Саратове и Волгограде), беспокоиться о потешных корабликах. Знаете а я чувствую перспертивы в ее решении.. Вот на такие дела у усача нюх отменный. Пустят вам и кораблик, сделают церемонию обязательно, ленточки фейрверк. Будет ли лучше?
1
Все у них есть, у татар этих. Жаднее просто не то что на Волге, по всей стране не найти.
И баржи у них шныряют по всей Волге, и с арендаторов по 3 шкуры снимают. А матросам платят з/плату 10 тыщ, и ту только в навигацию.
Какие уж там метеоры.
Аноним
а ещё татарва не платит в бюджет России ни копейки ввиду репараций,даденых им алкашом-ельциным.
Forecast
В ульяновском дерьме татары виноваты? Они Морозова нам назначили? Они Балакишиевой взятку дали? Они убили все дороги в городе и области? Ну, и до кучи, татары, наверное, нам депутатов выбирают и порт им принадлежит? На все вопросы ответ – нет. И, кстати, население РТ – процентов 50 татары, больше 43% – русские. Только татарва не платит в бюджет (что есть брехня и заблуждение) или 43% русских тоже не платят, и жаднее их на Волге не найти?
гость
Ульяновцы, хотели бы назвать речной порт “Ленинский “.
А кто против?
Это у частника владельца порта такая знаменитая фамилия?
гостья
Да, какая красота была в Старой Майне!!!! А теперь руины и запустение….
Владимир
Абсолютно объективная оценка! Согласен на все 100%. Продали частникам всё, чем гордилась Ульяновская область.
И по мнению единороссов (они же воры, неплательщики налогов, взяточники, рейдеры) называют громкой фразой – “пополнение бюджета”.
Ульяновец
Я не пойму эта заказная статья от самарцев которые и так мешают жить нашему городу? Или реклама их компании по перевозке людей по волге? В самаре в городе дорог вообще нету разбирайтесь у себя в городе в чужой огород нечего лезть!!!!!!!!!!!!
ульяновцу
Причём здесь “заказная” или нет? Человека спросили – она ответила. Что, она неправду сказала разве?
Forecast
Вы идиёт? Она приезжала сюда подписывать тур соглашение с Ульяновской областью и рассказала, в чем есть проблемы. Проблемы решать нужно, а не орать, кто из какого региона сюда приехал и что сказал. По вашей логике ульяновцев в России тогда вообще никто в хрен ставить не должен.