Речпорт

Об этой и других проблемах волжского круизного туризма и бизнеса мы поговорили с директором самарской компании «Спутник-Гермес» Натальей Денисовой.

С Натальей Денисовой мы познакомились на 1-й межрегиональной выставке «Отдых на Волге» в Ульяновске, где Агентство по туризму нашей области заключило соглашение с самарцами по развитию круизов. Как известно Агентство, руководит которым Юлия Скоромолова, приступило к разработке Стратегии развития туристской отрасли в Ульяновской области до 2030 года. На суд общественности была представлена презентация, в которой нас заинтересовали моменты, связанные с больной темой для Ульяновска — работой речного порта, круизами по Волге и практически полным отсутствием у нас туристов, прибывших на теплоходах.

_denisova

Речной порт Ульяновска жив или мёртв?
Среди проблем Агентство отметило неблагоустроенность территорий и низкий уровень развития туристской инфраструктуры области, низкий уровень качества обслуживания, плохую узнаваемость туристских брендов Ульяновской области за пределами региона. Ульяновск назван одним из центров круизного туризма на Волге, что мы в редакции считаем большой натяжкой. Достаточно вспомнить уничтожение всех рейсов «Метеоров» и «Комет», мощные заборы по всему периметру порта, отсутствие с ним автобусного сообщения из города, ужасающий вид лестницы, ведущей вверх на улицу Кирова, неблагоустроенную и дико захламлённую территорию в сторону центрального пляжа…

Мусор

Сама Скоромолова говорила нам, что «это практически единственный на Волге порт, который находится в частной собственности и отсюда огромное количество проблем». А ныне ещё и оползень создал неприятности с проездом автотранспорта. К сильным сторонам региона в презентации отнесены — расположение на Волге, наличие развитой транспортной системы (два аэропорта, железная дорога, речное сообщение, автотрассы). Насчет речного сообщения мы бы опять поспорили, так как оно в Ульяновске практически «мёртвое». Агентство корректно называет его состояние средним, а Юлия Скоромолова отмечает, что у круизного туризма есть потенциал и возможности развития хорошие. Тем интересней взгляд на проблему со стороны, от человека, который работает в туризме на Волге почти всю жизнь, ещё со времён СССР.

Заходу в порт Ульяновска мешает… порт
— Развивать внутренний туризм крайне необходимо, — уверена Денисова. — Власти Ульяновской, Самарской областей, Татарстана и Чувашии должны повернуться лицом к туристической отрасли своих регионов, вот, проект «Красный туризм» очень неплох и перпективен. «Спутник-Гермес», например, тоже будет принимать китайцев на своих кораблях. Без помощи властей и чиновников некоторые вопросы турбизнес Ульяновска или Самары не решит сам. Какие? Инфраструктура, дороги, музеи, подготовка экскурсоводов, проблемы с налогообложением в этой сфере — тот же НДС. А санатории, включая ульяновские? Многие из них совсем не того уровня и класса, к которым наши туристы из Поволжья уже успели привыкнуть, например, в Чехии.

Теплоход

Вопрос «Почему в ульяновский речпорт заходит так мало кораблей?» вы должны адресовать врио губернатора Сергею Морозову, это не в компетенции туристических компаний. Но в Ульяновске, да и у нас в Самаре, кстати, этот вопрос ещё связан с услугами по комплексному обслуживанию флота, КОФ. Бункеровка топливом, водой и сбор загрязнителей с судов являются неотъемлемыми составляющими при заходе теплоходов в порт. Так вот, КОФ — это весьма затратное дело. Когда я, как директор компании считаю бюджет, я стараюсь «уйти» от КОФ в портах. Есть ещё и затратные вопросы безопасности, например, пресловутые «рамки», металлодетекторы. В Казани они есть в порту, речники там взяли эту услуги и безопасность на себя, а в Ульяновске — нет. Следовательно, если заходить к вам в порт, мне нужно самой решать эту проблему, взваливая на себя финансовую сторону вопроса. Плюс это лишнее и ценное время на посадке-высадке пассажиров. Ещё одна причина, по который мы не хотим заходить в Ульяновск — отсутствие у вас так называемых зелёных стоянок для круизных теплоходов. Каждый день в круизе туристы идут в город. Жарко, экскурсии, гиды, достопримечательности, дети, фотографии… А многие хотят просто искупаться, позагорать вне стен, зданий, асфальта и бетона. У вас была зелёная стоянка в Старой Майне, это было здорово! Туристы отдыхали, купались, а местные приносили им на продажу свежую клубнику, фрукты, овощи, рыбу, работали коптильни… Но и это не всё, что мешает заходу теплоходов к вам в Ульяновск.

Булгар и Тетюши выиграли конкуренцию у родины Ленина
Денисова говорит, что ещё на Волге существует стандарт движения кораблей, строгий график. Это стандарт «завязан» на прохождение шлюзов. Если теплоходы идут вверх по реке, то обязательно проходят Городецкие шлюзы в Нижегородской области, этакий метафизический барьер между Верхней и Нижней Волгой. А до Городца есть ещё Казань, Чебоксары, Козьмодемьянск.
— Чтобы зайти в эти города, которые давно интересны туристам, мы должны «лететь» вверх по Волге с определённой скоростью. Зайдя в Ульяновск, где сложная и большая конфигурация «аппендикса» речпорта, мы теряем три-четыре часа минимум на турпрограмму, и два часа на заход-выход из порта. Тогда мы вынуждены будем пропустить Казань, а это совершенно нереально, никакой турист на «пропуск» этого города не согласится, столица Татарстана — один из реальных центров туризма в Поволжье и в России.

1423557481

А появился ещё заход в Булгар, где Болгарский историко-археологический комплекс включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и туристы хотят туда попасть. Татарстан вовсю развивает Тетюши, где отменная турпрограмма, рыбная кухня, приёмы, концерты, слияние трёх культур — русской, чувашской и татарской. Ульяновск тут, простите, проиграл конкуренцию «убежавшим» вперёд Казани и другим городкам. Возрождайте Старую Майну, деньги от туризма потекут рекой. Зацепили бы и ваши Ундоры, тамошнюю глину, санатории. А так… Сейчас это нереально из-за графика шлюзов и программы в других городах вверх по Волге. И пока нам даже выгоднее возить за свой счёт туристов из Ульяновска, которых, кстати, ещё и мало, в Казань или в Самару, там сажать их на свои теплоходы, чем заходить к вам в порт.

Туристы всё равно хотят в Европу
По словам Натальи Денисовой поток туристов, которые переключились с зарубежного туризма на внутренний, в рамках её компании вырос на 15-20%. Причины известны — санкции, курсы валют, кризис, проблемы с Турцией и Египтом. Однако до сих пор в Поволжье сохранилось огромное количество туристов, которые выбирают только отдых за границей, даже переходя на более бюджетные его варианты. Здесь причины — более комфортный во всех смыслах отдых, чем тот, который предлагают турфирмы внутри России, желание устроить хороший отдых своим детям, «привыкание» к курсам евро и доллара. Люди вместо Турции и Египта едут в Грецию, Болгарию, Черногорию, Испанию и на Кипр.
— И тут я не согласна с нашим государством, которое закрыло некоторые сообщения с Европой, люди всё равно будут хотеть туда ездить.

Андрей Белов

Наша справка:
Туристическая компания «Спутник-Гермес» была образована в Самаре в 1999 году. «Спутник-Гермес» — крупнейший туроператор Самарской области по зарубежным турам и речным круизам. С момента основания руководит компанией Наталья Денисова. Основу деятельности компании составляют речные круизы по Волге, туры за рубеж с вылетом из Самары и других городов, организация отдыха в России и ближнем зарубежье. Представительства компании работают в Самаре, Тольятти и Казани. В 2012 году компания получила статус «Лучший круизный оператор Самарской области». В собственности компании — теплоход-пансионат «Валерий Чкалов», в оперативном управлении — теплоход «Хирург Разумовский». Компания работает с теплоходом «Фёдор Достоевский», а в навигацию 2013 года флотилия пополнилась теплоходом «Ф.И. Панферов». Численность сотрудников фирмы в летний сезон — 300 человек. По словам Натальи Денисовой, оборот компании «Спутник-Гермес» — около 2 миллиардов рублей в год.