В Ульяновске издана книга «Бог есть любовь» музыкального библиографа и краеведа Владислава Ястребова, в которой в хронологическом порядке собраны интересные сведения из истории симбирской епархии в 19-21 веках, об архиереях, церквях, а также редкие фотографии. Книга основана на дипломной работе священника Ильи Косых о Симбирской епархии. Мы поговорили с Владиславом Ястребовым о книге, о краеведческих открытиях, которые в ней может сделать для себя читатель, о «соседстве» таких, казалось бы, разных тем, как рок-музыка и религия. Интервью сопровождаем фотографиями, интересными фактами и цитатами из книги.
(Соборная площадь. Фото А.С. Муренко 1866)
– От какого периода вы отталкивались в книге и каким периодом завершаете?
– От 1832 года, когда была учреждена Симбирская епархия, до 2016 года – до митрополита Анастасия.
Вопрос о необходимости учреждения в Синбирске самостоятельной архиерейской кафедры ставился на Большом Московском соборе 1666-1667 гг., ставил этот вопрос и царь Федор Алексеевич. Но учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской и назначением на архиерейскую кафедру Минского архиепископа Анатолия (Максимовича) состоялось лишь в 1832 году. При нем в Симбирске была открыта Симбирская духовная семинария, освящен Троицкий кафедральный собор, по его благословению прошло погребение на кладбище Покровского мужского монастыря блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца, почившего 28 ноября 1841 г.
Архиепископ Анатолий
Симбирская духовная семинария
– По доступности документов какой период был самый трудный? Советский?
– Да, самый тяжелый – советский. Например, мне нужен был документ 1920 года. Мне его не выдали, потому что там до сих пор стоит шапка «Совершенно секретно». Что может быть секретного, что можно сто лет хранить? Для меня загадка. Ну, и несколько документов не выдали из-за ветхости.
– То есть это не сильно помешало восстановить события?
– Нет, конечно. Сейчас выходит литература, воспоминания архиереев, во-вторых, много старых документов, книг и периодических изданий отсканировано. Сложность была в другом – в противоречивости информации относительно, например, санов священников. Кроме того, есть путаница и с датами при переходе на новый стиль: церковь еще долгое время, с десяток лет, пыталась по старому стилю исчислять. Кто-то переводил на новый стиль, кто-то нет. Но это все восстановимо, просто нужно много времени. Задача состояла в другом – доступно все изложить и описать. Заметьте, эта книга – не история, а «из истории», отдельные фрагменты, чтобы люди, в первую очередь, школьники и студенты, заинтересовались. Вот такой-то архиерей, вот такая была церковь, тогда-то разрушена, вот такой-то раскол и т.д. Поэтому тут масса ссылок, объяснений.
– Получается, в книге разрушенным храмам уделяется особое внимание?
– Конечно, практически все упоминаются. Дается их правильное название. Например, у нас путают Никольскую церковь с Николаевским собором. Не знают, где он стоял. Там, где крест сейчас около площади Ленина, с северной стороны.
До сих пор он без каких-либо опознавательных знаков. Как раз это – место Николаевского кафедрального собора. Он был построен на месте самой первой Троицкой церкви. Фактически это исторический центр Симбирска. Там упокоены четыре архиерея. В 30-е годы церковь взорвали, я не нашел документов, чтобы их перезахоронили. Конечно, надо сделать комплексные раскопки, наверняка, там сохранились какие-то артефакты.
В нем (в Николаевском кафедральном соборе – прим. ред.) сохранился пожалованный царем Алексеем Михайловичем напрестольный крест-мощевик, в который, по преданию, во время осады города стрелял Степан Разин, а также чудотворный образ Смоленской Божией Матери и икона Пресвятой Владычицы «Умягчение злых сердец», присланные, опять же, по преданию, Петром Великим. В особом ковчеге хранилась частица Ризы Господней.
– Или вот другой пример. Улицы Крымова, Карла Маркса, Робеспьера – все это до 1940-х годов было огромное Всехсвятское кладбище. В 30-40-е годы его разровняли бульдозерами. Сейчас там жилые дома, ДК им. Чкалова. А ведь там были захоронены родители Гончарова. Там была Всехсвятская церковь – одна из немногих симбирских церквей, фотографию которой я так нигде и не нашел. И таких фактов много.
Из имевшихся в городе на 1917 год 2 монастырей, 3 соборов, 21 приходской, 25 домовых и 5 полковых церквей к 1931 году осталось всего 7 храмов… В 1937 году было расстреляно 6 архиереев, 126 священников, 30 монашествующих и 60 мирян. По разным «церковным» делам репрессировано почти 400 православных верующих, всего за два дня – 17 и 18 февраля 1938 года – в подвале Ульяновского горотдела НКВД было расстреляно более 100 человек.
Троицкий кафедральный собор и его внутреннее убранство
– Отдельная глава книги посвящена управлению Ульяновской епархией в 1941-1943 годы.
– Да, здесь тогда служили митрополит Сергий (Страгородский) и архиепископ Иоанн (Соколов). Но тоже мало что сохранилось. Казанский собор на нынешней улице Корюкина – сейчас на его месте стоит клубный дом. Табличку там поставили. А на Радищева поставили памятник, посвященный будущему патриарху Сергию. Хотя от этого места до места, где реально стоял собор, в котором он служил, метров сто.
Митрополит Сергий (Страгородский)
После начала войны в 1941 году было принято решение об эвакуации Московской Патриархии. Изначально эвакуация планировалась в г. Чкалов (Оренбург), но по дороге на станции Рузаевка митрополит Сергий почувствовал себя плохо. От его имени в Москву была послана телеграмма с просьбой отправить поезд в более близкий Ульяновск. Поезд прибыл в Ульяновск в воскресенье 19 октября в час ночи. Напомним, в то время город был районным центром Куйбышевской области, а теперь становился «русским Ватиканом» – церковной столицей, местопребыванием всего церковного руководства.
***
После отъезда из Ульяновска митрополита Сергия (Страгородского) на родине Ленина началась жестокая борьба атеистической власти против Церкви, закончившаяся закрытием епархии в 1959 году. В этот период безусловно значимой была борьба за выживание Церкви высокопреосвященных Мануила (Лемешевского) и Иоанна (Снычева).
***
Середина 1980-х ознаменовалась борьбой уполномоченного М. Иванова с паломничеством к святым местам. Для «отлова» бабушек стали выстраиваться посты милиции близ Никольской горы. Из Москвы же он получил указания привлекать паломников к уголовной ответственности за нарушение общественного порядка. Архиепископ Иоанн старался оберегать верующих от любых притеснений. В 1988-1989 гг. его стараниями в области вновь были открыты 14 храмов, а штат священнослужителей увеличился вдвое.
***
14 сентября 1989 года после более чем 30-летнего перерыва была возрождена самостоятельная Ульяновская епархия, епископом был назначен Прокл (Хазов). Уже в течение первого года деятельности владыки в епархии были открыты еще 15 храмов.
Музыка и краеведение – одна песня
– Раньше вы музыкальным темами занимались… Как произошел переход к краеведению?
– Я и сейчас занимаюсь. Нет никакого перехода, все параллельно. У нас был рок-клуб, куда ходили студенты. Приходили ребята с истфака. И вот однажды, по-моему, это был 1985 год, мне принесли фотографии с открыток, на которых был старый Симбирск с церквями и храмами. Спрашиваю – где это все. Все снесли! Как снесли? Я запомнил, стал потихоньку собирать статьи, книги, по церквям, монастырям России. Это не было так – проснулся и давай займусь краеведением. Я получаю массу рассылок. С одного сайта пришла информация о статье Ильи Косых о Симбирской епархии. Его я лично не знал. Прочитал, хорошо так написано. Позвонил ему. Он сказал, что это не статья, а дипломная работа. Я предложил сделать книгу, но у него не было времени, и он разрешил мне использовать его материалы.
– А название книге как было дано?
– Это не чисто религиозное название, так как это больше краеведческая книга, а не духовная. Я переводил статью про хиппи, у которых была масса всяких лозунгов, и один из них был «God is Love» – «Бог есть любовь». Хотя, с одной стороны, это, конечно, слова Иоанна Богослова. Говорят, музыка и православие – как их совмещать? Но здесь нет никаких противоречий. Человек может быть хорошим добросовестным прихожанином, и слушать Beatles – почему бы и нет? Здесь нет никакого противоречия. Это все можно совмещать.
– Сейчас какие музыкальные справочники готовите?
– Я почти четыре года работал над книгой «Прозвища музыкантов» – в ней собрано шесть тысяч прозвищ музыкантов. Она цветная, дорогая. Денег на ее издание нет, нужно 500-700 тысяч. Процентов на 75 готова книга по мировым компаниям звукозаписи. Это толстенный справочник с логотипами компаний, их историей, самыми знаменитыми исполнителями и хитами.
Собрали все сведения воедино
– А в чем новизна книги «Бог есть любовь»? Были же написаны труды, посвященные истории епархии, церкви в нашем регионе?
– В дореволюционные годы вышло только два издания: П. Неболюбов – «Учреждение архиерейской кафедры в г. Симбирске» и А. Анастасиев – «Бывшие симбирские архипастыри». В 1996 году появилась книга «Симбирская Голгофа» – сборник уголовных дел ульяновского духовенства, монашествующих и мирян в период с 1917 по 1938 гг. В сборнике, подготовленном ульяновским священником Владимиром Дмитриевым, также дается краткая историческая справка по определенным периодам Симбирской-Ульяновской епархии. В 2007 году вышла книга другого священника, отца Алексия Скалы («Церковь в узах: история Симбирской-Ульяновской епархии в советский период). В ней используются как работа священника Дмитриева, так и недавно открытые материалы архивов прокуратуры и ФСБ. Еще одна книга Алексия Скалы (2009 г.) рассказывает обо всех симбирских святых до 1898 года. Потом сто лет ничего не было на эту тему, и уже в 90-х годах появилось несколько работ. Но они делали акцент не на истории всей епархии за весь этот период, а в основном на репрессиях, на 30-40 е годы, на советское время. А чтобы хронология от и до – таких работ не было. В этом она представляет новизну.
Готовится хрестоматия по Симбирской-Ульяновской истории
– Книга – часть огромного труда «Симбирика». Расскажите о нем подробнее.
– Это хрестоматия. Взяты тексты, начиная с 1785 года до начала 20 века (Воспоминания Ульяновой-Елизаровой, сестры Владимира Ульянова) о Симбирске. Это более 80 фрагментов о Симбирске, воспоминаний путешественников, которые через Симбирск проезжали, какие-то историко-статистические работы. Материал собран на 90 процентов. Там нужно подготовить много уточнений, если какая-то ошибка – объяснить на основе документов как было на самом деле. Разин пришел тогда-то, а не тогда-то, так же и про Пугачева. То же и о церквях, где какая стояла, правильные названия. Даются ссылки на литературу, биографические объяснения о личностях разных периодов, губернаторах и т.д. Это чистая хрестоматия для школьников и студентов, в которой разжевано все.
– Когда она будет издана?
– Проблема в финансах. Если найдем спонсоров, то уже осенью. Книга «Бог есть любовь», например, два года до издания лежала, она заканчивалась 2014 годом на Прокле. Издали ее в этом году, дополнив главами про Феофана и Анастасия.
Для справки
Книга вышла тиражом тысяча экземпляров. Ее можно купить в киосках во Дворце книги, Дома Гончарова, Краеведческого музея, Ленинского мемориала. Цена – 390 рублей.
Юлия Узрютова. Фото предоставлены Владиславом Ястребовым