160-летию со дня рождения русского философа, писателя, публициста Василия Васильевича Розанова (1856-1919) посвящена выставка в музее «Симбирская классическая гимназия» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».
Всего два года, проведенные в этом учебном заведении, дали Розанову основания назвать Симбирск своей второй родиной – духовной. Физической была Кострома, позднее, нравственной, – Елец.
Выставка показывает истоки его интеллектуального и нравственного развития. И неслучайно название экспозиции: «…С «ничего» я пришел в Симбирск (…) и вышел из него «со всем».». Это цитата из воспоминаний Розанова. В путевом очерке «Русский Нил» он писал: «…никогда я (и мои наблюдаемые товарищи) не читал и не читали столько, сколько тогда в Симбирске читали, списывали, компилировали, спорили и спрашивали. Такой воистину безумной любознательности, как в эти 71-73 годы, я никогда не переживал. «Ничего» и «все». С «ничего» я пришел в Симбирск: и читатель не поверит, и ему невозможно поверить, но сам-то я про себя твердо знаю, что вышел из него со «всем». Со «всем» в смысле настроений, углов зрения, точек отправления, с зачатками всяческих, всех категорий знаний. Невероятно, но так было».
В город на высоком волжском берегу 14-летнего Василия привез в 1870 году его брат Николай, направленный после окончания Казанского университета учителем словесности в Симбирскую гимназию. Позади, в Костроме, осталась семейная трагедия: смерть отца Василия Федоровича, а затем и матери Надежды Васильевны…
В Симбирской гимназии будущего философа определили сразу во второй класс. В «Русском Ниле» он вспоминал: «Я не только не встречал потом, но и не могу представить себе большего столкновения света и тьмы, чем какое в эти именно годы (…) происходило именно в этой гимназии. Вся гимназия делилась на две половины не только резко различные, но и совершенно противоположные и тайно и даже явно враждебные, – совершенной тьмы и яркого, протестующего, насмешливого (в сторону тьмы) света. (…) Воистину для меня это было как бы зрелищем творения мира, когда Бог говорит: «вот – добро», «вот – зло».
К людям «яркого света» Розанов относил учителя истории Христофорова, инспектора Ауновского, к людям «тьмы» – учителя математики Степанова, директора гимназии Вишневского. Последнего он живописует особенно ярко. «Сивый» (прозвище, бывшее в ходу у гимназистов) генерал «с брюшком» «управлял» заведением по русскому нехитрому обыкновению: криком. Его боялись, но с незаметной, про себя, улыбкой. Эта бунтарская улыбка появлялась у тех, кто «яростно читал».
Потрясающим открытием для отрока Розанова стало то, что книги в Карамзинской библиотеке выдаются «совершенно даром». Тогда он был преисполнен благодарности к «величественным и благородным людям города» за это великодушие и «хитрость изобретения». Он читал Белинского, Писарева, Бокля, Фохта и прочая.
И именно книги, прочитанные мальчиком и юношей Василием Розановым, стали «главными героями» выставочного проекта.
– Дело даже не в количестве прочитанных им книг, несомненно, и в нем тоже, но главное – в уровне чтения! – говорит автор выставки, старший научный сотрудник музея Ирина Макеева. – Исторические монографии, один трехтомник Бокля чего стоит, естественнонаучная и художественная литература. И все это «читано», как тогда говорили, при огромной умственной нагрузке в самой гимназии с двумя древними языками и высочайшим уровнем требований к гимназистам!
На выставке нет «ярких» предметов, главное – сам Розанов и его гениальные тексты. Нужно вчитаться в них и восхититься глубиной мыслей,литературными достоинствами произведений, особым «розановским» юмором, а порой и сарказмом.
Нашлось на выставке место и для Древа Познания Добра и Зла с листьями, в том числе опавшими, отсылающими нас к книге Розанова «Опавшие листья», которую читатель смог прочесть лишь в современной России 25 лет назад, после долгого забвения в эпоху СССР. Покидая выставочный зал музея, каждый посетитель сможет унести с собой «опавший лист» с розановской цитатой и еще раз задуматься вместе с философом о жизни, о мироздании, о Родине, о любви и о многом другом.