2 июня в Ульяновске стартовал IV Международный авиатранспортный форум – одно из наиболее значимых деловых мероприятий страны. В этом году четырехдневный МАТФ проходит в новом формате: лучшие зарубежные и российские эксперты приехали в наш город, чтобы обсудить конкретные кадровые проблемы в авиационной отрасли.

– Почему мы сделали акцент именно на кадровых вопросах? Дело в том, что авиация, как и другие отрасли промышленности и экономики, испытывает сейчас трудности, – комментирует гендиректор АНО «Центр кластерного развития Ульяновской области» Александр Яковлев. – С одной стороны, наблюдается высвобождение высококвалифицированных специалистов – соответственно, к оставшимся работникам предъявляются более высокие требования. С другой – отсутствуют профессиональные стандарты в данной сфере, нет независимой профессиональной и общественной оценки деятельности тех учебных учреждений, которые занимаются подготовкой специалистов авиационной отрасли.

3-06-2016

Почему в Ульяновске?
Напомним, первый авиатранспортный форум состоялся в апреле 2011 года по инициативе врио Губернатора Сергея Морозова. Уже тогда в мероприятии приняли участие около 500 делегатов из России и 12 иностранных государств. Иными словами, МАТФ – это масштабная деловая площадка, предназначенная для коммуникации профессионального авиационного сообщества.

То, что данный форум проходит в Ульяновске, – совсем не случайно. Годовой оборот участников Ульяновского авиационного кластера (УАК) составляет около 50 миллиардов рублей. До 2018 года в эту сферу планируются инвестиции на общую сумму около 5 миллиардов рублей. В работу предприятий-участников кластера вовлечено в общей сложности около 26 тысяч сотрудников.

Ульяновский кластер имеет поддержку со стороны Министерства экономического развития РФ, а также признан за рубежом: УАК состоит в Европейском партнерстве авиационных кластеров и Евразийском партнерстве аэрокосмических кластеров.

– Международный авиатранспортный форум-действительно уникальная площадка, где можно представить свой потенциал, обсудить с экспертами самого высокого уровня новые методы и инструменты развития авиационной промышленности и рассказать о собственных планах. Уверен, что выработанные на предстоящем форуме предложения и заключенные здесь соглашения поспособствуют дальнейшему совершенствованию авиационного комплекса ульяновского региона и всей страны,- отмечает руководитель региона Сергей Морозов.

Ключевые события
Деловая программа форума включает десятки конференций, семинаров и «круглых столов». Так, вчера в рамках МАТФ состоялось торжественное открытие второго корпоративного чемпионата ПАО «Объединенная авиационная корпорация» (ОАК) по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills.

– Впервые с WorldSkills мы стали работать в 2014 году, когда наша команда, состоящая из представителей практически всех предприятий авиационной корпорации, приняла участие в национальном чемпионате рабочих профессий для высокотехнологичных отраслей, – рассказывает директор департамента по подготовке персонала ОАК Любава Шепелева.

По ее словам, в 2016 году чемпионат пройдет на трех площадках: в Ульяновском авиационном колледже, где будут состязаться по компетенциям «Монтажник электрооборудования летательных аппаратов», «Инженерная графика CAD» и «Производственная сборка изделий авиационной техники». Вторая площадка – УлГУ. Там пройдут соревнования по фрезерным работам на станках с ЧПУ. Помимо этого, конкурсы по фрезерным и токарным работам на станках с ЧПУ пройдут на территории Ульяновского станкостроительного завода.

Кстати, в 2015 году наш регион выиграл конкурс на создание межрегионального центра компетенций, на базе которого планируется готовить высококвалифицированные кадры – в том числе по такой перспективной профессии, как оператор беспилотных летательных аппаратов.

Любопытно, что впервые в рамках МАТФ состоится международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества «От винта!», а также будет работать презентационная площадка компетенции JuoniorSkills по дронам (беспилотникам).

– Вообще, проблемам беспилотных систем мы собираемся посвятить отдельный «круглый стол» – «АэроНет». Конечно, сделаем акцент на кадровых вопросах: кто будет изготавливать подобные системы и – главное – как и где нужно готовить операторов беспилотников. Дело осложняется недавними изменениями в российском законодательстве, которые существенно ограничивают применение беспилотных систем – даже на уровне авиамодельных кружков, – поясняет Александр Яковлев.

В связи с этим участники МАТФ собираются предложить внести поправки в федеральное законодательство. Естественно, подобный шаг легче сделать, если объединиться.

121

Создание ассоциации и филиала Нацпалаты
По-настоящему знаковым событием должно стать учреждение в рамках МАТФ-2016 Ассоциации авиационных регионов России.

Идея создания подобной организации принадлежит нашему региону. Данное объединение позволит эффективнее и динамичнее решать проблемы, регулируемые федеральными органами власти. В свою очередь такая оперативность должна поспособствовать более тесной кооперации авиастроительных предприятий, развитию внутрирегиональных и межрегиональных перевозок, укреплению сотрудничества между учебными учреждениями, подготавливающими кадры для авиации.

О намерениях сотрудничать с Ассоциацией авиарегионов уже заявили и западные компании – в частности, французский аэрокосмический кластер Pole Pegase.

Кроме того, на МАТФ-2016 будет подписано соглашение о создании в Ульяновской области филиала (регионального отделения) Национальной палаты инженеров. Как отмечает президент Национальной палаты инженеров России Игорь Мещерин, инженерное дело является ключевым и основополагающим фактором для реализации национальной технологической инициативы.

– Объем мирового рынка инжиниринга, по оценкам экспертов, составляет 750 миллиардов долларов. По прогнозам, к 2020 году он удвоится. Российский же рынок пока достигает лишь 43 миллиардов долларов. Развитые страны уже давно ощутили значимость инжиниринга, о чем свидетельствуют цифры: так, в США доля инжиниринговых услуг в промышленном сегменте экономики достигает 17%, в Европе – 13%, отдельно в Германии – 20%. В России этот показатель находится на уровне двух процентов, – констатирует Игорь Мещерин.

Не случайно и то, что в этом году в рамках международного форума в Ульяновске состоятся конференция «Инженерное дело – основа развития России» и финал Всероссийского конкурса «ТОП 100 лучших инженеров России».

На упомянутой конференции эксперты планируют обсудить проект федерального закона «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в РФ».

– Проект интересен тем, что предлагается ввести в правовое поле понятие «инженер», определить конкретные требования к инжиниринговой деятельности. Почему это важно? Например, есть проблема в отношении определения статуса самозанятых, ремесленников, когда готовятся изменения, например, в Налоговый кодекс. Понятно, что цель таких действий – вывести ремесленников «из тени», посчитать, обложить налогом, – говорит гендиректор АНО «Центр кластерного развития Ульяновской области» Александр Яковлев.

Стоит добавить, что во время международного форума планируется обсудить и ряд других важных тем. К примеру, на всероссийской конференции «Профессионалы в авиации» специалисты подискутируют не только о кадровых вопросах, но и об условиях труда летных инженеров и летных экипажей, развитии профобразования и специфике подготовки летного персонала. Итоги МАТФ подведут на площадке «Авиастар-СП»: участники сформулируют резолюцию форума и поразмышляют о том, как наиболее эффективно и быстро донести данную информацию до тех, кто принимает ключевые решения в авиационной отрасли.

Сергей Иванов