Правительство РФ определилось-таки с термином «опасное вождение» и внесло в Правила дорожного движения изменения, предусматривающие наказание для лихачей. Станет ли больше порядка на дорогах, зависит от правоприменительной практики.

Итак, как говорится в Постановлении от 30 мая 2016 года №477, под опасным вождением понимается шесть основных маневров. В официальном документе они описаны официальным и потому малопонятным языком. Более доходчиво они сформулированы на официальном портале “опасноевождение.рф”. Каждый случай подкреплен видеороликом, наглядно демонстрирующим, к каким печальным последствиям может привести лихачество.

Первый ролик называется “Шашки”. Имеется в виду перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. На видео водитель не успел среагировать, когда впереди идущая машина резко затормозила, и стал виновником ДТП.

Ролик “Нервяки” показывает водителей, которые никак не хотят предоставить преимущество в движении тем, кто пользуется им по праву. То есть перестраиваются, подрезая машины, которые двигаются по своей полосе, не меняя направления.

“Торопыгами” называют водителей, которые не соблюдают дистанцию, сигналят и мигают фарами, пытаясь выдавить из ряда тех, кто кажется им слишком медлительным.

В ролике “Грядки» показаны те, кто не соблюдает боковой интервал и пытается протиснуться между рядами. Нарушение, которым очень часто грешат мотоциклисты. Среагировать на поворот или открывающуюся дверь в такой ситуации бывает просто невозможно, а значит, авария неизбежна.

Не меньше опасности создают “обиженные” – водители, которые считают, что их не пропустили или подрезали. Как правило, они резко тормозят перед другим автомобилем, явно провоцируя ДТП. Отныне этого делать нельзя.

Последний ролик посвящен “упертым» – тем, кто мешает обгону, резко ускоряясь. Такое лихачество тоже до добра не доводит, о чем свидетельствует видео.

С МВД достигнута договоренность, что министерство своими циркулярами и внутренними разъяснениями обяжет сотрудников ГИБДД следовать только этим примерам.

На окончательной формулировке термина «опасная езда» настояло МВД, однако сами инспекторы ГИБДД весьма скептически относятся к возможности применения новых норм ПДД. Один из них на условиях анонимности пояснил, что сегодня доказать факт того или иного нарушения можно лишь в том случае, если оно будет зафиксировано на видео. Значит, лихача нужно «вести» в течение длительного времени, а потом еще догнать и остановить. В случае с мотоциклистами дело это почти безнадежное.

Неясно и с наказанием за опасную езду. Прежде нужно внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях. “Предварительно нам говорили о том, что этот штраф должен быть около пяти тысяч рублей, но все дискуссии в последние два месяца говорят о том, что вообще за такие примеры необходимо предусмотреть более высокий штраф”, – подчеркнул первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Дмитрий Минаев